sedov_05 (sedov_05) wrote,
sedov_05
sedov_05

Categories:

Собираем по чуть чуть самолетики. СССР - 3

Последний пост о ранних советских турбореактивных истребителях. Сегодня речь пойдет о творениях КБ Лавочкина и Сухого. Надо отметить, что в отличии от того же Яковлева, в силу служебного положения имевшего возможность практически все созданное доводить до серии или по крайней мере относится к опытным разработкам как к перспективным серийным моделям, указанные два КБ (как впрочем и КБ Микояна и Гуревича) клепали опытные модели едва ли не десятками, а до чего то реально перспективного доходили единицы. И все бы ничего так, но дело в том, что каждый новый опытный образец получал официальную маркировку как новый истребитель. Все это мешает как то внятно классиифицировать эти самолеты. 

48. Ла-15

Сразу после войны КБ Лавочкина как и некоторые другие КБ озаботилось созданием реактивного одномоторного истребителя по реданной схеме с прямым крылом. Таковыми были модели Ла-150/152/154/156. В серию они не шли. В июле 1947 года полетел первый советский истребитель со стреловидным крылом Ла-160 Стрелка. Он также не пошел в серию, так как как раз в это время в Великобритании были закуплены знаменитые двигатели "Дервент" и "Нин" и все разработки на основе копий немецких ТРД были прекращены. Под английские двигатели разрабатывались модели Ла-174 (Дервент) и Ла-168  (Нин). Первым полетел 168ой, но по ТТХ он оказался аналогичным МиГ-15 и смысла его выпускать не было. Тогда КБ Лавочкино вдумчиво переделав 174ый (он изначально планировался реданной схемы), переделали его в легкий перехватчик, который и пошел в серию как Ла-15. 8 января 1948 года он совершил первый полет и в том же году пошел в серию. Всего было выпущено 235 самолетов, которые служили в строевых частях до 1954 года. Прекращение производства было вызвано технологическими вопросами и тем, что к началу его производства МиГ-15 уже вовсю шел в строевые части. В Корейской войне самолет не участвовал, на экспорт не поставлялся.






49. Ла-200 

Удачная в целом попытка создания КБ Лавочкина всепогодного перехватчика. Сначала они пытались создать его на основе двигателя Люльки (проект Ла-190), но двигатель оказался сырым и испытания самолеты были быстро прерваны, потом им удалось в конкуренции с КБ Микояна и Сухого построить двухместный всепогодный Ла-200, который взлетел 16 сентября 1949 года. Дальше начались доводки и ведомственные игры в результате которых судьба девайса оставалась неопределенной года до 1955 , когда вопрос тяжелых двухмоторных перехватчиков был отложен на неопределенное время ввиду интенсивного развития зенитно-ракетной тематики. 





50. Су-9/Су-11/Су-13

Вскорости после войны КБ Сухого наэкспериментировавшись с гибридными силовыми установками озаботилось созданием полноценного реактивного истребителя по схеме немецкого Ме-262. Су-9 делался с аналогами немецких ТРД Jumo-004, а Су-11 с двигателями Люльки ТР-1. Первый взлетел 13 ноября 1946 года, второй 28 мая 1948 года. Затем был создан Су-13 с английскими двигателями "Дервент". Ни один из этих самолетов в серию не пошел.





51. Су-15 (Первый)

В конце 40х годов КБ Сухого озаботилось наряду с КБ Лавочкина и КБ Микояна созданием всепогодного перехватчика, коиий и был поднят в воздух 11 января 1949 года. Самолет на вооружение принят не был, как и конкуренты (Ла-200 и И-320)




52. И-320

Третьим всепогодным истребителем-перехватчиком, строившимся в 1948/49 годах и также не принятым на вооружение был микояновский И-320, совершивший первый полет 16 апреля 1949 года




С советскими турбореактивными истребителями кажется всё. Остались японцы и гибридные машины.

И еще - мне крайне неприятно было писать этот пост. В нищей стране, только что пережившей страшное нашествие, в стране где во многих деревнях не оставалось мужиков, колоссальные средства тратились на создание десятков опытных самолетов с по большому счету неконкурентноспособными ТТХ, которые доводились годами, но так и не принимались на вооружение. Также в немного другом свете мне увиделась и деятельность Люльки, особенно в сравнении его работы с деятельностью безвестных японских двигателистов. Конечно, да, бла бла бла, трудности военного периода, нехватка высокоточных станков и тп., но кто собственно в этом виноват ? ИМХО традиции разработки "патриотического тетриса" о чем сегодня пишут многие блоггеры закладывались уже тогда, в "славные" сталинские годы.


Tags: авиация, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

Recent Posts from This Journal