sedov_05 (sedov_05) wrote,
sedov_05
sedov_05

Categories:

Собираем по чуть чуть самолетики. Япония и гибриды.

Привет. Это последний пост отборочного тура конкурса на самый красивый турбореактивный истребитель, поднявшийся в воздух до начала Корейской войны. После представления сегодняшних номинантов я представлю ссылки на все посты отборочного цикла, чтобы вы могли выбрать понравившиеся лично девайсы. Количество понравившихся не имеет значения, хоть все. После проведения такого "мягкого рейтингового голосования" я отберу 6-10-12 самолетов, набравших наибольшее количество голосов , среди которых и будет устроено настоящее голосование. 

Возвращаемся к нашим "баранам". 

53. Nakajima Kikka

Япония времен Второй Мировой войны порой изображается как некое средневековое государство, случайно получившее в свое распоряжение новейшие достижения мировой техники, но само ничего по настоящему современного сделать не сумевшее. Однако, это далеко не так. В стране велись самые современные разработки. Например первый в мире телеспектакль был снят именно в Японии еще в 1940 году, все военные годы там велись работы по созданию собственной атомной бомбы, также не обошли своим вниманием японские конструкторы и реактивные двигатели. Японский конструктор-двигателист Иичи Ивайа сначала разработал ВДРК (motorjet) Цу-11, затем на его основе первый японский турбореактивный двигатель Нии-12. Однако их мощность была крайне малой. Япония приобрела у Германии лицензию на производство ТРД BMW-003, но по пути в Японию подводные лодки с чертежами и экземпляром двигателя были потоплены и до Страны Восходящего Солнца дошла только лодка в которой была часть чертежей, инструкция по эксплуатации и несколько фотографий движка. И этого оказалось достаточно Ивайе, чтобы создать двигатель Нии-20. Япония подвергалась непрерывным бомбардировкам, постоянно ощущалась нехватка сырья и рабочих рук, такого понятия как тыл не было вовсе, но японцы успели наладить серийное производство двигателя. Считается, что всего было выпущено до 50 таких моторов. Получив работающий двигатель (справедливости ради скажу, что он все таки был крайне маломощным - всего 475 кгс, что на 40% меньше чем у оригинального "немца" и примерно в 3,5 раза меньше чем у пресловутого "Дервента") японские авиаконструкторы бросились разрабатывать под него самолеты самого разного назначения (даже летающую лодку), но до летающего образца довести дело успели только в Накаджиме, подняв 7 августа 1945 года в воздух перехватчик "Кикка". Еще 17 самолетов этой модели находились в различной степени готовности. Однако 15 августа 1945 года Япония капитулировала (то есть объявила о капитуляции) и полеты были прекращены. 

Самолет не отличался ни скоростью, ни скороподъемностью (она у него вообще была очень низкая, 5 000 метров он набирал за 12 минут) и остался в истории скорее как символ высочайшей концентрации японских авиаконструкторов на достижении поставленной цели.






54. Су-5/И-107

Во время войны отдельные советские авиаконструкторы в инициативном порядке вели работы по улучшению ТТХ своих истребителей. Лавочкин, к примеру, экпериментировал с прямоточными ускорителями. Также можно вспомнить и ракетном перехватчике БИ, который к концу войны Болховитинов сумел таки довести до какой то степени готовности. Горбунов проектировал истребитель под ТРД Люльки. Но все эти работы имели мало практического смысла. В январе 1944 Сухой начал разработку истребителя под поршневой двигатель с ВДРК (на западе такую двигательную установку называют motorjet). Весной его работы были официально одобрены руководством страны. Если бы такая установка была доведена до приемлемой степени надежности, то самолеты ими оснащенные на самом деле могли бы стать на какой то момент конкурентами реактивных истребителей, однако это сделать не удалось. Су-5 имел двигатель ВК-107А мощностью 1650 л.с. и ВДРК тягой 290 кгс. Первый полет самолет совершил 6 апреля 1945 года, испытания продолжались до середины октября 1945 года, когда двигатель выработал свой ресурс. После чего испытания были прерваны и больше не возобновлялись. Самолет достиг максимальной скорости в 793 км/ч и поднимался на 5 км за 5,7 мин. 





55. Микоян и Гуревич  И-250

КБ Микояна и Гуревича повезло несколько больше , они даже сумели начать серийное производство самолета с моторджетом. Известно, что их было построено целых 12 штук из которых 8 реально было передано в авиацию Балтийских и Северных флотов.. Взлетел И-250 раньше Су-5. По одним данным 3 марта 1945 года, по другим 4 апреля. Имея такой же поршневой двигатель, как и Су-5, И-250 получил значительно более мощный ВДРК тягой в 600 кгс, благодаря чему развивал скорость в 820 км/ч и имел скороподъемность заметно выше - 5 км набирал за 3,9 мин., то есть заметно превосходил по этим показателям тот же Як-15 , оснащенный полноценным ТРД. Правда высокий расход топлива и низкая надежность не позволяла ВДРК работать более 10 минут. 

Испытания проходили не без проблем. Погиб летчик Деев. Еще один самолет сел на брюхо. 

Самолет был показан в 1947 году в Тушино, но еще осенью 1946 года Сталин принял решение оснащать строевые полки Миг-9 и Як-15, а испытания И-250 так и не удавалось завершить. Они завершились только к лету 1947 года, когда он был уже особенно никому не нужен. Тогда Сухой попытался улучшив показатели дальности предложить его в качестве истребителя сопровождения (на тот момент для этих целей в советских ВВС использовался поршневой Ла-11), последовал новый цикл испытаний, последовал новый набор спецэффектов типа разрушения компрессора в январе 1948 года. В итоге в апреле 1948 года было объявлено, что самолет не прошел испытаний и тема была закрыта. Но самолет красив. Есть в нем что то такое - джетпанковское. 





56. Ryan FR Fireball

А вот американцы пошли по другому пути. 26 июня 1944 года в воздух поднялась "Шаровая молния", оснащенная и поршневым и реактивным двигателями одновременно. В качестве реактивного использовался американский клон турбины Уиттла, за несколько лет до того полученной от миссии Тизарда, мощностью 710 кгс. Самолет начал поступать в войска еще в марте 1945 года, но освоение шло не без проблем (не буду на них останавливаться , там много что было), всего было построено 66 самолетов и никогда более одной эскадрильи палубной авиации не было в американском флоте. 1 Августа 1947 года самолет был снят с вооружения. Самолет не обладал ни выдающимися ТТХ, ни мощным вооружением, единственно что надо отметить, так это его дальность, которая составляла 2600 км. В истории самолет остался как первый в США, который сел на палубу авианосца, используя только реактивный двигатель. Это произошло 6 ноября 1945 года.
Надо отметить, что идея совмещенной силовой установки была хороша в условиях когда надо было готовить пилотов для реактивных самолетов, для боевого применения она однозначно не годилась.





57. Ryan XF2R Dark Shark

Казалось бы, все крупнейшие авиапроизводители выдают на гора все новые и новые турбореактивные самолеты и идея совмещенной силовой установки должна кануть в небытие, но Ryan в ноябре 1946 года поднимает в воздух следующий девайс. Оставив тот же реактивный двигатель, вместо поршневого был поставлен турбовинтовой мощностью 1760 л.с.. Это дало существенный прирост скорости и скороподъемности. Он достиг наконец скорости в 800 км/ч и забирался на 5 км за три с небольшим минуты. Однако, как и в случае с И-250 время подобных гибридов ушло и был построен всего один опытный самолет. 





58. Consolidated Vultee XP-81

Однако первыми догадались соединить ТРД и ТВД в фирме Консолидейтед еще в 1944 году и уже через год после заказа девайс поднялся в небо. Это произошло 11 февраля 1945 года. Самолет обладал отличными ТТХ и рассматривался как истребитель сопровождения повышенной дальности (до 4000 км).  Однако, к моменту готовности американская марина заняла Сайпан и Гуам и сверхдальние истребители сопровождения уже не требовались. Заказ на предсерийные 13 самолетов был отменен. Испытания продолжались до 1947 года, когда всякая нужда в этом самолете уже отпала.





59. Curtiss XF15C

В истории американской авиации есть много примеров, когда на вооружение принимался не лучший самолет, а тот который был раньше предъявлен заказчику. В условиях военного времени, впрочем, это логично. Разработка фирмы Кёртисс однозначно превосходил своего аналога - недоделку Райана по всем параметрам. У него был отличный поршневой двигатель Pratt & Whitney R2800 мощностью 2100 л.с., а в качестве ТРД был использован клон английского De Haviland Goblin тягой в 1226 кгс такой же как у P-80 Shooting Star. Максимальная скорость была на 100 км\ч больше чем у шаровой молнии, дальность без сбрасываемых баков также немного больше, да и вооружение состояло из пушек, а не из пулеметов как у самолета Райана. Но был и недостаток - взлетел "пятнадцатый" только 27 февраля 1945 года, то есть позже чем и "Файрболл" и XP-81. Вскорости разбился первый прототип, построили еще два, но к 1947 году самолет был как и предыдущие два никому не нужен.






That's all folks ! 

Полный список постов отборочного тура:

Подготовка к новому голосованию
Германия и Аргентина
Франция
Швеция
США - 1
США - 2
Великобритания - 1

СССР - 1 
Летающие крылья

США - 4
Великобритания - 2
США - 5
США - 6
США - 7
СССР - 3
Япония и гибриды

Итого - 59 девайсов. Жду отзывов - что допустить до финального тура, а что не стоит.
Tags: авиация, история
Subscribe

  • Про Лубянку

    И Дзержинский, и Невский - символы оккупационно-компрадорского режима. Но Дзержинский хоть где то и как то мечтал о светлом будущем (что не мешало…

  • Что мне не хватает зимой ?

    Пунта-Аренас, Чили, июль Мне всего хватает зимой. Абсолютно. Для меня это, за вычетом нескольких проблемных моментов, лучшее время года.…

  • D-Tox

    Две с половиной недели дома нет ни интернета, ни телевизора, а "Эхо Москвы" у нас в городе то есть, то нет. Раз в день захожу к отцу…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Про Лубянку

    И Дзержинский, и Невский - символы оккупационно-компрадорского режима. Но Дзержинский хоть где то и как то мечтал о светлом будущем (что не мешало…

  • Что мне не хватает зимой ?

    Пунта-Аренас, Чили, июль Мне всего хватает зимой. Абсолютно. Для меня это, за вычетом нескольких проблемных моментов, лучшее время года.…

  • D-Tox

    Две с половиной недели дома нет ни интернета, ни телевизора, а "Эхо Москвы" у нас в городе то есть, то нет. Раз в день захожу к отцу…