sedov_05 (sedov_05) wrote,
sedov_05
sedov_05

Category:

Шведские танки. Их нет в "World of tanks"

В качестве эпилога:

ИМХО, Мельтюхов назвал финнов "известными старьевщиками". Но по сравнению со шведами, они, финны, точно дети. 

Шведский танкопром по понятным соображениям всегда оставался в тени танковой промышленности великих держав. И дело не в том, что шведам не удалось создать чего то особенно выдающегося (кое что у них все таки было), а скорее в том, что танки шведского производства не участвовали в военных действиях, так как сама Швеция старалась избегать участия в военных конфликтах (единственный раз, когда шведские войска по серьезному воевали в 20м веке - компания ООН в Конго в 1960х), а если их техника и поставлялась на экспорт, то как правило в такие же невоющие страны (хотя в самое последнее время ситуация немного изменилась). 

Все началось в 1920 когда немцы потихоньку, под видом сельскохозяйственных тракторов, сбагрили в Швецию 10 комплектов для сборки знаменитых (в узких кругах) "Легких танков" - LK II  Собранных, но не успевших попасть на фронт.



Танки были собраны в Швеции на специально созданном для этих целей предприятии Landsverk (моторы были установлены шведские) и получили название Stridsvagn fm/21. Через восемь лет их модернизировали и поставили в башню вместо пулемета короткоствольную 37мм пушку. После модернизации танки были переименованы в Str fm/29. На вооружении первая десятка шведских танков простояла почти до начала Второй мировой войны.


В том же 1929 году, отец LK II Отто Меркер разработал колесно-гусеничный танк Landswerk L-5



Как видно на снимке - когда надо было ехать на колесах, танк поднимался, а когда на гусеницах - опускался. L-5 стал первым танком изначально разработанным на шведской земле, хотя все составляющие изготавливались опять же в Германии, а в Швеции осуществлялась конечная сборка. Всего собрали 6 штук. Один отправили "домой", в Германию, другие пять испытывали в Швеции. Система оказалась ненадежной и в серию танк не пошел.

В 1930 году Landsverk разработала сразу три танка - развития L-5 -  колесно-гусеничный L-30 и просто гусеничный L-10, а также сверхлегкий L-100. Наиболее удачным среди них был L-10, обладавший хорошей броней для самого начала 30х годов и 37мм пушкой. Однако процесс испытаний и выбора танка затянулся и в войска все ТРИ построенных серийных L-10 (он получил обозначение Strv m/31.



Strv m/31 был вполне современным танком, главны недостатком которого был клепанный корпус. В эксплуатации эта модель танка была совсем недолго, до 1940 года. Эта модель танка сыграла определенное влияние при разработке чешских и советских танков тридцатых годов.

Первым условно массовым шведским танком стала танкетка Strv m/37,разработанная русским конструктором Алексеем Михайловичем Суриным на предприятии ЧКД в Праге, но выпускавшаяся по лицензии в Швеции. В Третьем Рейхе этот же девайс, после некоторой модернизации также был принят на вооружение под названием PzKpfwI.



Понятно, что боевая ценность ее была невелика и уже на следующий год после начала эксплуатации (в 1939) ее вывели из боевых частей и передали в учебные. где эти танчики благополучно прослужили до начала 50х годов.

В 1934 году Landverk создала первый по настоящему знаковый шведский танк - L-60, который составил основу бронетанковых сил королевства в начальный период Второй мировой войны и оказал определенное влияние на разработку танков в Германии, СССР и Чехословакии. 



Четыре модификации L-60 под обозначением strv m/38, strv m/39, strv m/40L и strv m/40K были приняты на вооружение шведской армии. Последняя модель отличалась 50милимметровым противоснарядным бронированием. Всего было собрано 215 танков из которых 4 были проданы в Ирландию (2), Венгрию (1) и Австрию (1). В Венгрии на основе L-60 был разработан свой легкий танк Toldi, выпущенный в количестве 202 штук. 

216 танков в 1939-44 годах поступило на вооружение армии королевства. В 1956 году 25 из них было продано в Доминиканскую республику, где они в 1960 году вступили в бой с американскими интервентами. Было потеряно три бывших шведских танка, из которых один был подбит из американского противотанкового орудия, а остальные два в бою с американскими танками M48 в единственном в истории танковом бою, состоявшимся в Северной и Центральной Америке. 12 из оставшихся танков были отремонтированы и модернизированы американцами и прослужили в доминиканской армии до 2003 года. В шведской армии L-60 находились на вооружении до 60х годов.



На основе L-60 шведы спроектировали для венгров истребитель танков L-62, который затем выпускался в Венгрии под названием 40M Nimrod (135 штук). Это ПТ САУ оказалось никудышным борцом с танками, но зато отличной ЗСУ. Вторая модификация - L-62 Anti II выпускалась в Швеции для Финляндии. Всего произвели 6 штук. И только в 1947 ЗСУ поступили на вооружение собственно шведской армии. Это были Lvkv m/43, вооруженные 2 40мм пушками Бофорс.



Развитием сверхлегкого L-100 стал L-120 весом всего в 4 тонны (L-60 весил св. 9 тонн). В 1937 году был построен один опытный экземпляр, который потом купили норвежцы, установили на него башню с пулеметом и назвали его - "Национальным танком".

Следующим танком, принятым на вооружение в Швеции стало еще одно творение Алексея Сурина - самый массовый чехословацкий танк LT vz.38, который выпускался по лицензии в Швеции под названием Strv m/41. Заслуги Алексея Михайловича Сурина перед Швецией были высоко оценены - из рук короля Густава V он получил орден Густава Вазы. Кстати, когда в 1944 Сурина решили наградить немцы, тому пришлось симулировать сердечный приступ, чтобы избежать церемонии. Возможно это и спасло его в 1945, когда следователи НКВД после трех дней непрерывных допросов не смогли найти в его деятельности в годы войны следов коллаборационизма. И это при том, что каждый пятый немецкий танк, пересекший границы СССР в июне 1941 года был произведен по чертежам русского конкструктора на заводе в Праге. Также надо вспомнить танк Т-25, который Сурин предлагал как конкурент "Пантеры". Вообщем, странные эпизоды были во время Второй Мировой войны. 



Первоначально планировалось просто купить 90 будущих 38(t) непосредственно на ЧКД. Заказ был оформлен в марте 1940 года, но немцы, готовясь к боям во Франции его аннулировали и лишь после долгих переговоров шведы добились возможности развернуть у себя лицензионное производство. Договор об этом был заключен 23 ноября 1940 года, а в марте 1941 был получен первый заказ. Всего 222 танка strv m/41 двух модификаций были поставлены до марта 1944 года. Еще 16 были достроены как штурмовые САУ Sav m/43, вооруженные 75 мм полевым орудием. В последствии еще 20 САУ этой марки были построены "с нуля". Некоторые из Sav m/41 были уже после войны перевооружены на 105 мм полевое орудие. САУ на базе strv m/41 находились на вооружении шведской армии до 1973 года.



Сами же танки strv m/41 имели очень долгую судьбу. Прослужили они в боевых частях до 1957 года, после чего были отправлены не на переплавку, а на хранение. В 1961 году почти все из них, а именно 220 штук были извлечены со складов, с них сняли башни (которые отправились в береговые баттареи), а на основе корпусов были собраны первые шведские гусеничные бронетранспортеры Pbv 301, вооруженные 20мм автоматической пушкой и способные перевозить до 10 мотострелков



На вооружении они простояли 10 лет - до 1971 года. 

Вершиной развития шведского танкопрома военной поры стал средний танк Strv m/42, разработанный Landsverk в 1941-42 годах на базе Strv m/40. 



Масса выросла в два с половиной раза - до 22,5 тонн, база увеличилась на два катка, танк получил орудие калибром 75 мм. Первый заказ на 100 танков был получен Landsverk  в ноябре 1941 года, всего на заводах Landsverk и Volvo до 1948 года было собрано 238 танков четырех модификаций, различавшихся типом подвески и двигательными установсками (или два Scania-Vabis по 160 л.с. или Volvo мощностью 380 л.с.). Если сравнивать strv m/41 с советскими средними танками Т-34 этого периода, то видно, что он несколько уступал по максимальной скорости, даже превосходил по бронированию, немного уступал по энерговооруженности. Оружие у него также не уступало советскому. Но к 1948 году эти танки конечно же устарели.



В 1957 году началась перестройка 225 танком Strv m/42, путем замены башни на новую, с длинноствольным 75мм орудием.



В 1960 году эти танки поступили в войска, где и прослужили до 1984 года. Они получили название Strv 73. Но и после 1984 года эти танки не пошли на слом. По крайней мере целиком. Башни танков были установлены в береговых укреплениях, где они, по видимому, стоят до сих пор. 

В 1943 году на базе Strv m/42 Landsverk разработала противотанковую САУ Pvkv m/43, вооруженную 50,5 калиберной 75мм противотанковой пушкой. В части эти САУ начали поступать в 1947 году. Всего построили 86 девайсов, которые прослужили до 1970 года.



В 1950-51 годах шведское военное руководство, понимая, что Strv m/42 устарели и неконкурентоспособны в современной войне рассматривало вопрос о закупке новых танков за рубежом. Первоначально выбор пал на перспективный легкий французский танк AMX-13, но шведский министр обороны Нильс Сведлунд (1898-1965) высказался за закупку тяжелых танков, способных вести бой в условиях ядерной войны (кто не в курсе - в те годы в Швеции всерьез рассматривался вопрос создания собственной атомной бомбы). Выбор пал на английский "Центурион", поставки которого начались 2 мая 1953 года и по 1955 год шведская армия приобрела в Великобритании 350 танков. Начиная с середины 60х годов их постпенно выводили из боевых частей и последняя часть сдала свои танки на утилизацию только в 2000 году. 



После войны стало ясно не только то, что бронетанковым войскам Швеции нужны более мощные танки, но и то, что имевшихся в наличии САУ крайне недостаточно для поддержки пехоты в наступлении. В 1949 году на испытание поступила первая специально разработанная САУ - танкетка fm/49, вооруженная спакой 120мм минометов


Для испытаний построили три подобных шушпанцера , но в серию они не пошли. Несмотря на открытый корпус командир и механик-водитель с трудом втискивались в кресла и стрельбу было вести крайне затруднительно. 

Но в 1953 году на вооружение бронетанковых частей Шведской армии наконец поступила новая , спроектированная заново Landsverk ПТ САУ Ikv 72. 



Ее вооружение было таким же, как и у PvKv m/43, но она обладал большей подвижностью и лучшей защищенностью. Всего быо построено 36 единиц. В то время уже было ясно, что 75мм пушка слишком слаба для поддержки пехоты и началась разработка более мощных машин. В 1956-58 годах на вооружение шведской армии поступили еще 81 САУ Ikv 102 и 103 (различались они двигателями), имевших тот же корпус, что и Ikv 72, но вооружавшихся 105мм гаубицей. Вообще то это было почти чудо - засунуть столь мощное оружие в столь маленький корпус. Весь САУ не превышал 9 тонн.



Ikv 103

Прослужили ikv 72/102/103 до начала 80х годов, когда из них соорудили мини-БТРы с вооружением из легких ракет.- Lbrv 701 и Pvrbv 551, стоящие на вооружении до сих пор. Первый из них вооружен противотанковой ракетой Robot 55 TOW, а второй противосамолетной Robot 70. А еще в них сидят по 6 мотострелков.



Lbrv 701

В середине 50х годов, когда острота проблемы с перевооружением шведских танковых войск на более современные танки была снята (все 350 "Центурионов" было получено, а в ближайшие годы планировалось начать модернизацию 225 Strv m/42  до Strv 73), шведское военное руководство озаботилось разработкой перспективного шведского среднего танка. Был принят проект конструктора Landsverk Свена Берга под названием "Альтернативный S". Это был по настоящему революционный проект



Пушка была жестко закреплена в очень низком корпусе и наводка осуществлялась поворотом корпуса влево или вправо и наколоном в продольном направлении. В итоге получилась абсолютно чумовая машина из категории "от души, от сердца", которой дали название Strv 103.



Впервые на шведском танке была установлена 105 мм пушка. Двигательная установка тоже была уникальной и состояла из дизеля и газовой турбины. Суммарная мощность достигала 780 л.с. (модель 103С). Производство Strv 103 началось в 1966 году и закончилось в 1971. Всего было выпущено 290 танков Strv 103. К тому времени численность шведских бронетанковых войск достигла исторического максимума - 865 танков и еще несколько десятков САУ были готовы дать отпор любому агрессору, который бы позарился на богатую во всех отношениях Швецию. Strv 103 находился на вооружении до начала 1990х годов.

В теже годы развивались и другие виды шведской бронетанковой техники. В 1965 году началось производство нового гусеничного бронетранспортера Pbv 302, разработанного шведской фирмой Hägglund & Söner для замены Pbv 301. 



Имея такое же вооружение и вместимость как и Pbv 301, его сменщик был заметно лучше защищен и обладал очень высокой скоростью на шоссе - до 66 км/ч. Производство продолжалось до 1971 года и 400 бронетранспортеров этой марки до сих пор находятся на вооружении шведской армии. 

В 1969 году тажа фирма, Hägglund & Söner, разработала довольно интересный девайс - "пехотную пушку" Ikv 91 (номер дан в честь 90мм пушки, изначально эту САУ называли ikv 105), довольно сложно поддающуюся классификации бронемашину. Идеологически это развитие английских легких пехотных танков времен Второй Мировой войны. ОНО даже внешне напоминает "Валлентайн"



При разработке девайса перед конструкторами была поставлена задача создать боевую машину для поддержки пехотных подразделений. Вот и создали. Получилась легкая (всего то 16 тонн), подвижная (65 км/ч) до кучи еще и плавающая машина, вооруженная 90мм гладкоствольной пушкой. Толщина брони так и осталась неизвестной, но она предохраняет от любого носимого пехотой противотанкового оружия. Внешне и по сути очень напоминает советский танк ПТ-76. В части поставляться он начал в 1975 году, с вооружения снят в 2002. Всего было построено 212 ikv 91.

В настоящее время ни одного танка шведской разработки и производства нигде в мире не эксплуатируется и , тем не менее, именно в последние годы к шведским танкостроителям пришла подлинная мировая слава. И связана она с последней разработкой Hägglunds - боевой машиной пехоты Strf 90.




35 тонн весом, 40мм пушка Бофорс или 30мм Бушмастер 2, 8 десантников в отсеке, броня защищает от 30мм снарядов, но практически все эксплуатанты навешивают на наа модули брони METAX, что доводит снарядоустойчивость девайса до танковой. Strf 90 , производство которого началось в 1993 году, стал первым шведским , условно говоря, танком массово пошедшем на экспорт (его приобрели вооруженные силы Норвегии, Дании, Нидерландов, Швейцарии и Финляндии. Под флагом Норвегии, Нидерландов и Дании Strf 90 принимали участие в боях в Афганистане



Норвежский strf 90 в Афганистане. 

Всего выпущено 1133 этих БМП, 501 из которых остался в Швеции. 

А вот теперь вернемся к тебе старьевщиков. После распада Восточного блока шведы неожиданно обнаружили, что есть возможность быстро и со вкусом нарастить подвижность своих мотострелковых подразделений путем скупки ставших ненужными БТР и БМП в странах восточной Европы. Так, из ГДР были поставлены 550 плавающих бронетранспортеров МТ-ЛБ, способных нести 6 десантников. В Швеции их вооружали пулеметами местного производства. БТР получили обозначения Pbv 401 и 4012. В настоящее время на вооружении остается до 147 этих БТР, остальные частью проданы в Финляндию, часть частным лицам и в другие страны. В то же время в Чехии было закуплено 350 БМП-1, которые получили в Швеции обозначение Pbv 501. В 2008 году они были выкуплены обратно Чехией.  

А теперь пару слов о том, что же было дальше.

В конце 70х годов шведам стало ясно, что "Центурионы" и 103ьи капитально устарели и нужно их на что то менять. Перед конструкторами лидера шведского бронепрома Hagglunds была поставлена задача создать САМЫЙ ЛУЧШИЙ ТАНК. И в сущности они его создали. В историю он вошел как Strv 2000 и был вероятно первым танком четвертого поколения. Даже сейчас, через 20 лет после его создания первого прототипа ни один танк в мире так и не достиг его уровня.



один из прототипов Strv 2000

Танк должен был иметь необитаемую башню в которой устанавливались 140 мм гладкоствольная и 40 мм легкая пушки. Управляли оружием, сидящие в хорошо защищенном корпусе командир и наводчик. Вес танка должен был достигнуть 55 тонн. Но в 1991 году после изготовления двух деревянных макетов, разработка была прекращена, так как цена как разработки, так и самого будущего танка оказалась запредельно высокой. Шведские вооруженные силы не могли позволить себе покупать и эксплуатировать этого монстра, а экспортный потенциал у него был крайне низкий - а.) высокая цена, б.) рынок занят немецким "Леопард-2". 



В итоге, шведское агенство по закупкам (FMV) в 1993 провело конкурс на покупку нового танка в котором приняли участие "Леопард-2", "Абрамс" и "Леклерк". Немецкий танк на 91% удовлетворил требования закупщиков и в 1994 году был заключен первый контракт на передачу шведам в аренду на 15 лет 160 Leopard 2A4 (в Швеции его назвали Strv 121), Затем 120 Leopard 2A5 были собраны в Швеции из комплектов поставленных германской фирмой Krauss-Maffei Wegmann.

Шведские танкисты в виду отсутствия войн, быстро нашли Strv 122 подходящее применение



Все 160 Str 121 возвращены немцам и сейчас в шведской армии всего 120 танков - все Str 122 (Leopard 2A5 шведской постройки). 

Ну вот, где то так.



Tags: танки, швеция
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments