Но прежде чем грузить вас различными подробностями сообщу об этимологии названия - Ломов это не от слова "лом", а от "лям" - ива, по мокшски. Город расположен на реке Ломовка, выше его по течению есть еще Верхний Ломов.
Нижний Ломов - второй по возрасту город нашей области. Свое 350ти летие он отпраздновал в 1996 году. История города начинается в 1634, в последний год неудачной для Русского государства Смоленской войны. Московия на какой то момент оказалась практически беззащитной от бесконечных набегов беспокойных жителей Дикого Поля и будущих курортов Крыма. Боярская дума решила срочно восстановить старые укрепленные линии и построить новую, вошедшую в историю, как Белгородская. Начиналась она на территории будущей Сумской области и заканчивалась в районе нынешних населенных пунктов Пензенской области - Нижнего Ломова и Верхнего Ломова. По "черте" (так раньше назывались укрепленные линии) было построено несколько городов-крепостей, самыми восточными из которых и были указанные два Ломова.
Как бы городской пейзаж Нижнего Ломова.
Обратите внимание на ливневую канализацию. У нас в Пензе и такой почти нигде нет.
Стратегической задачей строительства 800от километровой линии укреплений было перекрытие трех главных транспортных путей по которым орды наших будущих соотечественников вторгались в пределы Московии - Муравского, Изюмского и Кальмиусского шляхов. Первыми двумя обычно пользовались крымские татары, последним - ногайцы. Целью строительства же Нижнего Ломова стал контроль над Козляцким бродом, через которого шла дорога из Дикого Поля на старейший город Пензенской области - Наровчат.
Таким образом, в 1636 году Нижний Ломов был основан. Его строительство, как города-крепости велось по принципам, использовавшимся впоследствии в Пензе: отдельно крепость, отдельно место поселения стрельцов, казаков и далее по списку. Сейчас последнее известно как Пешая Слобода.
Экспансия , вернее, уже не экспансия, а освоение новых территорий Россией продолжалось и в 1645 году началось строительство Симбирской укрепленной линии ("черты"), протянувшейся от будущего Мичуринска Тамбовской области, через Нижний Ломов далее к Карсунову (сейчас в Симбирской области) и к собственно Симбирску (ныне Ульяновск).
Ситуация в Диком Поле успокаивалась, что привело к росту торговли в регионе. Через город потянулись торговые караваны с Дона, Азова, Средней Азии и даже из Китая (как их сюда занесло, черт его знает, но историки в это верят). Город превратился в крупный перевалочный пост на пути в Нижний Новгород на ярмарку. Вскорости он обзавелся и собственной ярмаркой (1717). Спустя 50 лет тут было 300 лавок и 8 тысяч покупателей. В 1780 город заслуженно получил статус уездного в Пензенском наместничестве (будущей Пензенской губернии, не путать с Пензенской областью, как любит делать наш губернатор и его окружение. Пензенская губерния географически имела очень мало общего с Пензенской областью, кроме того между прекращением существования губернии и созданием области прошло 10 лет). В конце 18го века направления торговых путей изменилось и Нижнеломовская ярмарка прекратила свое существование, а горожане превратились в крестьян. Однако, в 1785 году был принят план регулярной городской застройки и началось строительство того, чем собственно и является в настоящее время Нижний Ломов. Население городка в то время составляло 4 тысячи человек.
В 1858 году в городе возникла первая фабрика (спичечная), сейчас производство спичек перенесено в Верхний Ломов.
В 1861 году город получил новый герб, в котором отражалась его история и как города-крепости и как центра сельхозпроизводства
В нынешнем гербе остались только красные клинья. Так проще.
Затем произошли события, расцениваемые некоторыми специалистами по истории края, как поставившие крест на всех планах превращения Нижнего Ломова в крупный промышленный центр: при строительстве железной дороги Вернадовка-Сызрань (в 1890 вошедшей в Ряжско-Сызранскую железную дорогу) при выборе между двумя вариантами маршрута дороги на пензенском направлении - северном, через Нижний Ломов и южным, через Каменку, тогда просто село, был выбран южный. Возможно, строителей подкупили (такие случаи бывали. Например, когда железная дорога пришла в Пензу, то ее вокзал планировался изначально строить в начале будущей улицы Московской, но у местных купцов там были крупные склады, перенос которых требовал материальных затрат и вокзал построили немного западнее. Традиция класть с большим прибором на общественные нужды - это одна из главных фишек нашего города, подтверждения которой поступают непрерывно. Сам живу рядом с примером подобного отношения к городскому хозяйству), возможно, строителей смутила некоторая , но не очень сильная, холмистость местности в районе Нижнего Ломова. Вообщем, город остался без железной дороги. Только спустя 60 лет, когда город несмотря ни на что и вопреки всему разросся до небольшого промышленного центра (10 000 жителей, спичечные фабрики, фанерное, ликеро-водочное производства, аж две типографии и собственная газета "Куранты" - самая старая из существующих газет Пензенского региона, на минуточку !), вот только тогда , уже советское государство протянуло 33 километровую ветку до станции Выглядовки, Сызранско-Ряжской железной дороги (ныне Куйбышевская ЖД). В настоящее время станция действует, но пассажирского сообщения с Нижнем Ломовом нет.
Существенную роль в развитии нижнеломовской экономики сыграла Великая Отечественная война, когда сюда эвакуировался Шосткинский электромеханический завод. Поразительно, но Сумщина снова оказалась связана с историей города. К концу советской эпохи население города достигло 27 тысяч человек, трудившихся на Электромеханическом заводе, Фанерной фабрике и двух ликеро-водочных заводах. Популярным среди московских чинуш был нижнеломовский самогон фабричной выделки под названием "Золотой петушок". В Пензе его купить было невозможно. Созданный во времена "гениального" правления областью дуумвирата Ермин-Мясников, жизнь положивших на снабжение Москвы всем необходимым и слегка подзабывших о нуждах собственно жителей области, сей пищевой продукт предназначался исключительно для удовлетворения потребностей власть предержащих.
"Золотой петушок" - алкосимвол Нижнего Ломова
Когда оный продукт появился в 90е в свободной продаже , оказалось что ничего особенного он из себя не представляет и , чисто на мой вкус, он такой же элитный вино-водочный продукт, как "шаха" с решеткой радиатора под мерс - продукт германского автопрома.
В 1946 город получил существенный импульс для развития - через него прошла будущая федеральная трасса "Урал". Это было на самом деле радостное и положительное событие для Нижнего Ломова. Ведь до той поры никаких нормальных автодорог в наших краях просто не было ! Достаточно вспомнить воспоминания авиаконструктора Яковлева, который, убегая из Москвы в октябре 1941 года СУТКИ ехал на машине из Ряжска в Мичуринск (это в соседней Тамбовской области, но у нас все тоже самое было). 120 километров за сутки. Вот такие дороги у нас тогда были.
После падения режима "богопротивных большевиков" город слегка накрыло. Вдоль трассы стояли многочисленные точки по торговле продукцией местной промышленности. В основном детскими велосипедами. Началась депопуляция - народ рванул в Пензу и Москву. Население снизилось с 27 до 24 тысяч. Однако, в последние годы, во время которых область получает щедрые дотации из центра, идущие в значительной степени на развитие инфраструктуры , кое что перепало и Нижнему Ломову.
Это был типа исторический экскурс, введение в курс дела. Перехожу к своей сегодняшней поездке и тому, что меня там удивило.
Поехал я туда по работе. Не был в городке 9 лет. Трасса "Урал" проходит по северо-восточной окраине Нижнего Ломова. Тогда, в 2004 там стоял пост ГАИ и все на этом. А сейчас новенькая бензозаправка. Напротив, на другой стороны трассы ресторан с боулингом. Очень приличных размеров. Сам город тоже интенсивно преображается. Поразило количество сайдинга и полицейских автомобилей. Местные жители говорят, что полиции банально нефиг делать, вот они круглые сутки и жгут бензин. Вот честно говоря - у меня сложилось точно такое же ощущение. Когда за 10 минут мимо тебя 10 раз проезжает полицейская машина, а то и рафик, причем просто так, без сирены, ничего другого в голову не приходит.
Напротив здания , где располагается организация, куда я ездил в 2004 был крошечный ларек , а сейчас бизнес-центр из стекла и алюминия. Магазины в Нижнем Ломове отличаются от пензенских. У нас правят бал сетевики, а партизаны работают как правило в режиме закрывания дыр сетевых магазинов. Тут же , прямо рядом с автовокзалом в небольшом магазине ассортимент такой, что пальчики оближешь. По крайней мере по колбасе и кондитерским изделиям. Как говорит мой папа - "ты не был в городе, если там не поел". Поесть не удалось, но купленные там шоколадные пряники уминал сегодня, уже дома, в Пензе, с удовольствием. Офигенные. Так и запишем - за пряниками у нас надо ехать в Нижний Ломов, а за пирожками в Городище (это отдельная история).
Теперь наконец о том, что меня удивило в этом городе. Я уже написал, что в 1785 году был принят план регулярной городской застройки. Так вот, поразило меня то, что в итоге из этого вышло.
Понимаете, у нас в городе с транспортными схемами городов все непросто. Пенза это просто адЪ, творение спятившего (и не окончательно спятившего, а в многолетнем процессе) художника-экспрессиониста (он же кубист, сюрреалист и супрематист). Иногда его отпускает, он хватается за голову от созерцания творения своих рук, сознавая, что скоро снова накроет, бросается все исправлять, что то успевает, а потом опять уходит в спасительную кубическую нирвану. Началось это давно, лет 140 назад и до сих пор никак не закончится.
В других городах нынешняя транспортная схема ведет свое происхождение от тех благословенных времен , когда все население сел на месте которых эти городки возникли каждое воскресенье дружными толпами шли к единственному в селе-городе храму. Вот вокруг этой суперулицы что то и накручивается, как правило, хаотично и бессистемно. Такова Каменка, Кузнецк, Никольск. А отошел от нее и нет города. Село селом. Хотя и , порой, с девятиэтажками. Есть конечно исключение - Городище. Мегадеревня. То есть, деревня, но зато с регулярной сеткой улиц. Асфальтированных.
Так вот - Нижний Ломов как раз не такой. Большинство его 18 квадратных километров площади покрывает аккуратная сетка улиц. Вполне широких , с нормальным покрытием и даже с ливневой канализацией.
Вы играли когда нибудь в SimCity ? Помните, так создаешь сетку улиц, прокладываешь комунальные линии, транспорт организуешь и ждешь когда эти квадратики населением заполнятся. Но если комп завис, то картинка с недозаполненными квадратиками остается навсегда. Вот именно таков Нижний Ломов. Недозаполненный. Сплошные открытые пространства, малоэтажная застройка среди которой иногда совершенно неожиданно появляется пятиэтажный жилой дом, точно такой же как в той же Пензе, с точно таким же двором, а дальше снова - пустота.
Дом на улице Луначарского. Вот точно такие же дома, точно на такой же улице Луначарского, только в Пензе. Правда у нас их целый квартал, известный как "Стрела", а в Нижнем Ломове один одинешенек на всю улицу. Зато у него только что заасфальтирован двор, который , кстати, выглядит куда ухоженнее пензенских дворов у таких же пятиэтажек.
И машины никто на газоны не ставит.
А в соседнем дворе, буквально 2 минуты хода, жители местного "таунхауса" превратили двор в огород, даже цистерну для воды притащили. У нас в городе, на окраинах такое тоже бывает, но вот цистерн не видел.
Имея плотность населения чуть больше 1 тыс. человек на квадратный километр (в Пензе в четыре раза больше), идеальную "подложку" (территория города малохолмиста) Нижний Ломов мог бы иметь население в 100-150 тысяч человек в тех же размерах и с тем же планом города, но... не сложилось.
Помимо схожести с SimCity, Нижний Ломов удивляет обилием городских артефактов, создающих совершенно уникальную городскую атмосферу.
Вот всего лишь мусорное ведро на входе в один из магазинов, которых множество на улицах города (в основном торгуют автозапчастями, на втором месте продукты питания, но запчасти их намного превосходят):
А это прекрасно сохранившийся Москвич 407. Я в таком отличном состоянии давно "русское Рено" не видел.
Знаете что это ? Это колонки. Несмотря на практически сплошное водоснабжение центра города, колонки остались и для удобства пользователей оформлены под колодцы. Народ подходит, пьет. Вода очень вкусная.
Или вот - расширять площадь квартиры на первом этаже за счет пристроя-лоджии у нас уже лет двадцать как научились, превращать такую же квартиру в магазин со входом прямо с улицы тоже, но вот квартиру со входом через лоджию я еще ни разу не видел
С одной стороны живешь в многоэтажке, а с другой как бы в собственном доме. Круто. Хотя, я бы не хотел так жить.
Удивило и здание местного автовокзала, совмещенное со зданием автотранспортного предприятия. Административное здание чисто советского стиля, в качестве зала ожидания используется фое на первом этаже.
Но самое замечательное место в Нижнем Ломове это их пожарная часть. Вот тут на самом деле понимаешь, насколько важны для коренного населения города его традиции. Как известно, до революции пожарные части часто состояли из добровольцев и отношение к пожарным тогда было сродни тому, которое мы видим в исторических фильмах об Америке.
Слева пожарная телега с бочкой и ручной помпой, справа как бы не ГАЗ-АА. Наверное, единственный сохранившийся в области.
Кстати, герб над телегой, самый первый - 1781 года.
Ну а потом я дошел до автовокзала и через час с небольшим был дома. Всю дорогу я находился под впечатлением от объемов работ, ведущихся сейчас на федеральной трассе "Урал" М5, благодаря которым поток машин по ней сейчас идет на скорости 110-120 км/ч.
Отвечаю на неизбежно возникшие вопросы - эта поездка никем не спонсировалась, до кучи, я забыл отметить командировочное удостоверение. Просто я люблю путешествовать, но редко когда получается совместить страсть к перемене мест с профессиональными потребностями.
Journal information