sedov_05 (sedov_05) wrote,
sedov_05
sedov_05

Category:

О "единственном разбившемся самолете моложе 10 лет..". На самом деле их было 16

nikitskij в своем посте утверждает, что за все время с 1991 года разбился только один самолет моложе 10 лет, а именно "СуперДжет" (катастрофа в Индонезии в позапрошлом году). Он ошибается. На самом деле в зоне ответственности Международного Авиационного комитета самолеты не старше 10 лет падали регулярно. Как и самолеты, произведенные на территории бывшего СССР - в России, Украине и Узбекистане , имевшие возраст не более 10 лет.

Начнем с катастроф и аварий самолетов западного производства на территории СНГ.

Сейчас уже мало кто помнит кошмарную катастрофу Airbas A-310-300 (рег.н. F-OGQS) 23.03.1994 году в Междуреченском районе Кемеровской области, когда погибло 76 человек. Самолет принадлежал "Аэрофлоту". Над Новокузнецком командир корабля Кудринский дал порулить своим детям Яне и Эльдару. Кончилось все хреново.



Самолету было неполных 3 (три) года. Эксплуатировался он и того меньше. Это была первая авиакатастрофа западного авиалайнера над территорией бывшего СССР, в зоне ответственности МАК.





В тот же год в Шереметьево разбился LearJet 1977 года выпуска.

Третья авиакатастрофа с участием самолета западного производства произошла на территории России 19.11.2005, когда в Домодедово вошел в штопор и разбился принадлежавший частному лицу (регистрация на Арубе) Cessna Grand Caravan 208B, 2004 года выпуска (р.н. P4-OIN). То, что самолет принадлежал частному лицу ничего не значит, так как а.) его вели профессиональные пилоты и то, что "Гранд Караван" самый популярный одномоторный авиалайнер в мире.

3 мая 2006 под Сочи упал в море Airbus A320-100 (р.н.EK-32009) "Армавия". Самолет находился в эксплуатации чуть больше 10 лет (конкретно - 10 лет и 5 месяцев). Пилоты не справились с управлением.

9 июля 2006 в Иркутске Airbus A-310-300 выезжает за пределы ВВП, врезается в здание и полностью сгорает. Погибает 120 пассажиров из 195 и 5 членов экипажа из 9. Самолет (р.н. F-OGYP) построен в 1987, однако комиссия признала вину экипажа.

13 февраля 2007 во Внуково терпит аварию (погибших нет) бизнесджет CRJ-100SE Challenger 850 (р.н.N168CK) авиакомпании "ФортАвиа". Причина - неисправность носовой стойки шасси. Самолету на момент аварии было 10 лет. Вероятно, первый пример аварии западного самолета в которой не было вины экипажа.

В декабре того же года два пассажирских самолета западного производства потерпели катастрофы на территории бывшего СССР:

9 декабря 2007 в Жулянах под Киевом разбился Beechcraft King Air C90B (р.н. D-IBDH). Самолету было 15 лет, погибли все находившиеся на борту 7 членов экипажа и пассажиры. МАК признала вину экипажа.

26 декабря 2007 в Алма-Ате при взлете разбился Canadair CL-604 Challenger (р.н. D-ARWE), принадлежавший германской чартерной авиакомпании. Погиб командир корабля, второй пилот и пассажир (самолет летел из Ганновера в Макао) ранены. Причиной была названа комбинация из ошибки экипажа (самолет после обработки противобледенительной жидкостью полчаса стоял под снегом), природных условий и недостатков конструкции самого самолета. Построен самолет был в 2000 году.

14 февраля 2008 беларусский (БелАвиа) Canadair CRJ-100ER (р.н.EW-101PJ) разбивается на взлете в аэропорту Еревана. Фантастика, но никто серьезно не пострадал. МАК не смогла установить причины аварии. Возраст самолета составлял неполные 8 лет.



24 августа 2008 под Бишкеком гибнет в катастрофе самый старый из разбившихся в наших краях западный авиалайнер. Boeing 737-200 (р.н.EX-009) был построен еще в 1980 году и на момент гибели (погибло 64 пассажира из 83, экипаж уцелел) ему было 28 лет. Боинг-737-200 принадлежит к еще самому первому поколению "737ых", известных как самые опасные реактивные лайнеры в истории. Впрочем - причину этой опасности надо искать не в надежности, а в том, что они стали первыми массовыми реактивными авиалайнерами и часто эксплуатировали компаниями, не имевшими до того опыт работы с подобной техникой.

Причины гибели киргизского лайнера в комбинации технической неисправности (герметическая дверь до конца не закрылась при взлете) и ошибок экипажа.

14 сентября 2008 под Пермью разбивается Boeing 737-500 (р.н. VP-BKO), принадлежащий компании "Норд", летавшей в ливрее "Аэрофлота". Самолету было 16 лет. Причинами стали исключительно ошибки экипажа. О той катастрофе (погибло 88 человек , в том числе генерал-полковник Трошев) писалось очень много. В процессе расследования были обнаружены недостатки в переподготовке экипажей.

1 октября 2008 на взлетную полосу аэропорта Храброво в Калининграде шлепается с убранными шасси Boeing 737-300 (р.н. EI-DON). Никто не пострадал и даже ничего не понял. Причинами аварии комиссия признала ошибки экипажа, хотя изначально дело было в неисправностях самолета 1988 года выпуска (на момент аварии ему было 20 лет).

26 октября 2009 под Минском гибнет BAe-125-800B (р.н. RA-02807) российской авиакомпании C-Air 1986 г.в. (23 года). Причина - без вариантов ошибка экипажа.Погибло 5 человек.

2 апреля 2012 в аэропорту Рощино под Тюменью на взлете разбивается ATR-72-202 (р.н.VP-BYZ) 1992 года постройки. Гибнут 33 из 43 человек на борту. Тут случай интересный. Дело в том, что ранние модификации франко-итальняского регионального авиалайнера ATR-42/72 имели серьезный недостаток - в определенных климатических условиях эти самолеты быстро обледеневали. После катастроф над Тайваньским проливом и у побережья Кубы они были сняты повсеместно с эксплуатации, но затем, после разработки методики предотвращения обледенения снова возвращены и сейчас летают даже в Миннесоте, самом холодном штате континентальных США. В Тюмени же "молодежный" экипаж отказался от подобной процедуры о чем очень быстро, возможно, пожалел. Поэтому да, самолет был старый, проблемный, но вины с экипажа никто не снимает.

22 августа 2012 под Петербургом на взлете разбивается Cessna 421 компании Интертрансавия (р.н. RA-0879G), 1968 года постройки (рекорд для "иностранцев" - 44 года !). Вот у него на самом деле похоже, что были технические неисправности, однако налет у этого "старичка" составлял менее 4 000 часов, что ну совсем не много. 3 900 часов за 44 года это означает, что указанная Цессна раз в неделю летала в Нижний Новгород из Москвы, а на следующую неделю возвращалась.



"Вот такая же, но другая.."(с)

29 января 2013 года в Алма-Ате разбивается Canadair CR-200ER (р.н. UP-CJ006) авиакомпании SCAT 2000 года производства. Комиссия МАК до сих пор не вынесла вердикт, настолько странной кажется информация, содержавшаяся в черных ящиках. По уму - эта катастрофа достойна того, чтобы быть поставленной в ряд с двумя массовыми убийствами, совершенными в этой стране примерно в те же сроки. Но это отдельная история.

Самолет интересен тем, что эксплуатировался на износ: св. 25 000 часов налета при почти 23 000 взлетов и посадок ! То есть, получается, что самолет совершал по 2-3 полета ежедневно, что нормально для тех же США, но необычно для наших мест.

Кстати, такие же самолеты татарской авиакомпании "Ак Барс" летают из Пензы в Санкт-Петербург.



Другой такой же лайнер компании SCAT

27 июля 2013 в Удмуртии потерпел аварию (пилот и пассажир не получили травм, самолет сгорел) абсолютный рекордсмен по срокам эксплуатации - L-200 Morava, выпуска 1961 года. Была допущена ошибка пилота. Кстати, налет у него был не так чтобы и очень - за 52 года в районе 6 000 часов.

Я про "чехов" вообще не пишу, так как все они древние и не относятся к западной авиации, но падают они регулярно. В прошлом году парочка навернулась - один в Украине, другой у нас. Указанную "Мораву" упомянул только как курьез.

Ну и дошли до казанской катастрофы.

17 ноября 2013. Boeing 737-500 (р.н.VQ-BBN), 1990 года постройки. Идет следствие.

Что имеем ? За 22 года 18 аварий и катастроф самолетов условно "западного" производства над просторами СНГ. 7 из этих самолетов имели срок эксплуатации не более 10 лет. Правда один из них был вообще иностранной авиакомпании, остается 6.
Из оставшихся 6 два один самолет принадлежал армянской авиакомпании, один беларусской и два казахстанским. Нашими были те два самолета, которые разбились в 1993.

Теперь переходим к самолетам отечественной сборки (а также украинской и узбекской - авиапром наших стран до сих пор тесно связан).

Тут я упорядочил по маркам.

Ил-114 (разработка Россия, собирался в 1998-2012 в Ташкенте):

5 декабря 1999 года самолет компании "Узбикистон Айрвейс" (р.н.  разбивается в Домодедово. Указанный борт относился к грузовой модификации, поэтому погибли только члены экипажа (5 ч.). Самолету было от силы год.



Ан-140 (разработка Украина, сборка Украина, на перспективу возможна в России):

23 декабря 2002 только что построенный самолет (р.н.UR-14003) летел на презентацию в Исфахан (Иран). При заходе на посадку отклонился от курса и врезался в гору.



Ровно через три года в 20 км от Баку, ночью над морем, экипаж другого Ан-140 (р.н.4K-AZ48, постройка - 2004) азербайджанской авиакомпании AZAL сообщает на землю о неполадках в бортовом оборудовании, после чего пикирует в воду.

6 сентября 2008 года в Борисполе у совершавшего рейс из Львова самолета авиакомпании Southern Airlines Ukraine не вышла передняя стойка шасси и самолет садился передней частью на мчашийся с бешенной скоростью по ВВП грузовик. Обошлось. Через три недели ремонта он снова поднялся в небо. Данных по р.н. и возрасту нет, но без вариантов он не может быть более 6 лет.

Ан-148 (разработка в Украине, сборка в Украине и в России)




5 марта 2011 во время испытательного полета только что собранный в Воронеже самолет (т.р.н. 61708) врезается в землю в районе Белгорода с представителями заказчика (Бирманская авиакомпания) на борту. Судя по данным черных ящиков, экипаж в пологом пикировании на 110 км/ч превысил максимально допустимую скорость и у него банально отвалилось крыло.

Ту-204/214:

22 апреля 2010 самолет в р.н.RA-64011 плюхнулся в лес у Домодево. Погибших нет.


29 декабря 2012 самолет авиакомпании Red Wings (р.н.RA-64047, выпуск 2008) выехал за пределы ввп Внуково и полностью разрушился. Погибли 5 из 8 находившихся на борту членов экипажа. Причины неизвестны до сих пор.





СМ-92 Финист (выпускается в Смоленске, совместное производство со Словакией. 1-2 члена экипажа плюс 7 пассажиров)

13 февраля 1999. Данных в airdisasters.ru нет. Есть только в вике: окрестности Орла, обледенение, погибло два члена экипажа и два пассажира. Возраст воздушного судна не более 6 лет (первый полет Финиста - 1993)



13 декабря 2009 близ Челябинска самолет совершил взлет с 5 парашютистами на борту, на высоте 150 метров он потерял управление и врезался в землю в 1,5 км от ВВП. Р.н. RA-0257G, год выпуска - 2003.

Ну и классика жанра - Sukhoi SuperJet 100:

9 мая 2012. Т.н.р.97004. Тупо врезался в стену ущелья. 45 жертв.

Итого имеем в 1991-2013 годах 10 катастроф "молодых" самолетов собранных в России и в Украине. А с импортом получается 16 штук, а не один как пишет Сергей.

И, кстати, если что и снимать в первую очередь с эксплуатации, так это Ан-2. Только за этот год их 13 штук разбилось. Но почему то эта тема не поднимается. На втором месте вертолет Ми-8 - их разбилось 7 штук. Но их также никто не собирается снимать с эксплуатации.

И еще один момент - тот самый "междуреченский" А310 стал единственным зарубежным широкофюзеляжным пассажирским авиалайнером, погибшим над территорией СНГ, либо находившимся в эксплуатации авиакомпаниями стран бывшего СССР. И его гибель целиком и полностью на совести экипажа. О чем то это говорит, нет ?

Еще момент - за эти 22 года не было ни одного случая потери импортных воздушных судов ни одной из четырех важнейших российских авиакомпаний - "Аэрофлот", "S7", "Трансаэро", "Россия". Да, два самолета летали в ливрее "Аэрофлота", но принадлежали они в одном случае "дочке", во втором - обособленной компании.

Таким образом можно сделать два важных вывода:

а.) Самолеты падают и в возрасте менее 10 лет
б.) Для надежной эксплуатации требуется хорошее материально-техническое снабжение и хорошая подготовка летного и наземного персонала.

Имеет ли возраст значение ? Сам по себе нет. В Канаде и Аляске летают Curtiss Comando , а в Калифорнии пожары тушат Martin Mars. И те и другие построены в 40х. У нас есть такая авиакомпания "ТомскАвиа", осуществляющая полеты между райцентрами области. Возраст их парка самолетов (в среднем) 38 лет. И ведь не падают !

Но вот когда владельцы компаний начинают, потеряв голову, гоняться за прибылью и забивают на качество летного и наземного состава и обслуживания - вот тогда жди беды ! Что мы и видим в последние годы на примерах катастров в Перми, Тюмени и Казани.

И да, я тоже хочу, чтобы все самолеты были новые !

Tags: авиация, новости
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments