sedov_05 (sedov_05) wrote,
sedov_05
sedov_05

Categories:

День в истории авиации. 25 июля. Битва за Ла-Манш

25 июля 1909 года Луи Блерио перелетел Ла-Манш на самолете собственной конструкции Bleriot XI. Полет занял 37 минут.


Запуск мотора Bleriot XI перед стартом в Кале

Блерио стартовал в Кале, в самом узком месте Канала в 4.41 минуту утра практически сразу после рассвета. Его провожала толпа в 10 000 зрителей. Столько же ожидало храброго пилота в Дувре. У Луи Блерио не было компаса, но незадолго до старта самолета из Кале по направлению к Дувру на всех парах рванул французский миноносец Escopette на борту которого была жена Блерио Алиса. Миноносец развивал очень высокую для тех времен скорость 26 узлов (48 км/ч), по его дымам и ориентировался первоначально Луи Блерио , летевший со скоростью 72 км/ч на высоте 76 метров. Но вскоре он обогнал миноносец и потерял всякие ориентиры в пространстве. Перед ним была предутренняя мгла над Англией и едва ли различимая линия горизонта. Впоследствии Блерио вспоминал, что те десять минут, когда он уже обогнал миноносец, но еще не увидел перед собой белые скалы Дувра были самым драматическим моментом полета. "Я был одинок, изолирован, потерян посреди огромного моря и не видел ничего кроме линии горизонта и одинокого корабля вдали".



За свой полет Блерио получил приз английской газеты "Daily Mail" в размере 1 000 фунтов стерлингов. Если считать по золотому содержанию рубля и его курсу по отношению к фунту в то время, то данный приз на современные деньги составил бы примерно 300 тысяч долларов.


Миноносец класса Rochefortais к которому относился и Escopette.
Водоизмещение 305 тонн. Паровая машин мощностью 5 000 л.с., вооружение : 1х65мм, 3х47мм, три торпедных аппарата калибра 380мм. Всего, в 1902-3 годах, было построено 4 штуки.

Блерио не был первым, кто пытался совершить перелет через Ла-Манш. Тогда , летом 1909 года назад у него было несколько очень серьезных соперников.


Альфред Хамсворт, издатель Daily Mail предложил совершить попытку перелета Уилбуру Райту и тот по началу согласился. Но его брат Орвил, на тот момент проходивший в США лечение после авиационной аварии сначала предложил дождаться его, а затем и вовсе отговорил. Дело в том, что в 1908-9 годах братья Райт имели значительный коммерческий успех , продав в Европе множество своих самолетов, а также навыигрывав призов за высоту и дальность полета и тысяча фунтов для них не была той суммой ради которой стоило рисковать.

Первым попытку перелета Ла-Манша совершил Юбер Латам, 26 летняя звезда европейской авиации. В мае 1909 года он уже сумел пролететь 37,5 км на самолете "Антуанетт" конструкции Лепелетье, а через неделю установил рекорд Европы по продолжительности полета, продержавшись в воздухе 1 час 7 минут. 6 июня 1909 года он пролетел 6 километров за 4 минуты 13 секунд, став самым быстрым европейским пилотом и получив приз Амбруаз Гупи. Во время этого полета , он отпустил штурвал, достал из кармана серебряный портсигар, вынул из него сигарету, вставил его в мундштук из слоновой кости и закурил, чем продемонстрировал уникальную устойчивость в полете его самолета.

В результате многочисленных тестовых полетов Латам убедился, что его "Антуанетт" должен продержаться в воздухе 45-60 минут и , следовательно , он сможет перелететь через Канал.

Еще одним конкурентом Блерио был Шарль Де Ламбер, первый французский летчик, окончивший летную школу Братьев Райт в Ле-Мане. Он прибыл в окрестности Кале с двумя самолетами Wright Flyers (№2 и №18) и сообщил в редакцию Daily Mail, что также готов попытаться перелететь в Англию.


Самолет Antuanette IV с Юбером Латамом транспортируют к месту старта

Итак, Латам прибывает в Сангатте, городок в нескольких километрах от Кале где разместился в строениях оставшихся от первой попытки прорыть туннель под Ла-Маншем, 9 июля 1909 года и оповещает Daily Mail о своем намерении немедленно совершить попытку перелета, однако, этому мешает плохая погода. 13 июля в Кале появляется Де Ламбер с двумя "Флайерами" и также оповещает о своих намерениях редактора лондонской газеты.

19 июля Юбер Латам стартует из Кейп Блан Нез, но всего через 13 километров у него останавливается мотор и он первым из авиаторов совершает посадку на воду. Конструкция самолета была такова, что он мог неограниченно долго оставаться на воде. Когда через несколько минут подошел французский миноносец Harpon, Латам невозмутимо сидел на фюзеляже и курил. Через час на набережной Кале его встречала толпа поклонников. Там же создатель самолета на котором летел Латам, Лео Левавасьё в ответ на вопрос журналиста Гарри Харпера не расстроен ли он провалом попытки , ответил - "Ничуть ! Мы доказали, что канал может быть пересечен. Небольшая проблема с двигателем, подумаешь ? Несчастные случаи происходят с велосипедами, лошадьми, даже с ванных стульев можно упасть ... У нас есть машина, которая может передвигаться по суше, по воздуху и по воде. Она работает, она летит, он плавает". В тот же день, еще не прибыв в Кале, свою заявку сделал Блерио.

Так как самолет не получалось отремонтировать в полевых условиях, с завода в По был доставлена новейшая разработка Левавасьё - Antuanette VII. Это произошло 21 июля , но Латам не смог сразу его поднять в воздух - на побережье бушевал шторм. В тот же день свой лагерь у Кале разбил и Луи Блерио. В ночь на 25 июля он не спал. Небо очистилось от облаков в 2 часа ночи 25 июля, Блерио понял, что ПОРА и в 3.30 его жена уже была на борту "Эскопетт", а он начал прогревать мотор и в 4.11 , еще до рассвета Блерио поднял свой аппарат в воздух. Совершив короткий полет он дождался рассвета (условием успешного перелета был старт между рассветом и закатом) и отправился в свой исторический полет.

И вот тут произошел воистину драматический момент. Команда Латама и Левавасьё с вечера улеглась спать в полной уверенности, что до утра погода не улучшиться и утром 25-го Лепелетье был разбужен доносившимся издалека шумом работающего двигателя самолета Блерио. Он немедленно разбудил Латама и попросил его попробовать обогнать Блерио. Но суть в том, что как только Блерио стартовал, небо над французским побережьем канала затянулось тучами, подул сильный ветер и пошел дождь. Латам понял, что попытка перелета в таких условиях равносильна самоубийству.

В тот день он наконец поднял новый самолет в воздух, а через два дня во второй раз попытался перелететь Канал. Но и в этот раз удача ему не сопутствовала. Он не долетел до английского берега менее мили ! И опять из за мотора. Проблема была в том, что Лео Левавасьё , создатель мотора для самолета , использовал в его конструкции инновационную систему впрыска топлива, но бензин в те времена был не очень чистый и при интенсивной работе мотор начинал терять мощность через 15 минут.


Вторая попытка Латама

Ламберт же так и не сделал попытку перелететь пролив. Во время тренировочного полета в день первой попытки Латама, он повредил самолет (полет совершался в дождливую ветряную погоду) и отказался от своего намерения.

Пара слов о дальнейшей судьбе героев этой гонки.

Луи Блерио в предвоенные годы стал одним из крупнейших авиапроизводителей Европы. К августу 1914 года во европейских армиях эксплуатировалось около 900 самолетов марки Bleriot. В 1910 он выиграл суд по вопросу от авторских правах у братьев Райт. Блерио умер 1 августа 1936 года в Париже. Ему было 64 года.

Юбер Латам несмотря на эпик-фейл с Ла-Маншем , в ближайшие годы подтвердил свой статус лучшего европейского гонщика, но погиб летом 1912 года во время экспедиции во французское Конго. Причина смерти осталась неустановленной. По одной из версий его забодал дикий буйвол, по другой убили носильщики. Ему было всего 29 лет.

Шарль де Ламбер прославился в том же году. 18 октября он пролетел на Эйфелевой башней, достигнув высоты почти 400 метров. При том, что официальный рекорд мира (установленный 29 августа 1909 года все тем же Юбером Латамом) составлял всего 155 метров. Он умер в 1944 году в возрасте 79 лет.

Лео Левавасье, главный конструктор "Антуанетт" осенью 1909 ушел из компании, но вернулся через год с революционным проектом первого специально разработанного военного самолета Antuanette Monobloc.



Самолет имел консольное безрачалочное крыло, обтекаемый фюзеляж и обтекатели на шасси. Но мотор был слишком слаб (50 л.с.) и самолет провалил тесты военного министерства в Реймсе, проводившиеся в 1911 году. Компания сделавшая ставку на этот мегадевайс была разорена. Впоследствии конструктор работал над крылом изменяемой стреловидности. Левавасьё умер в 1922 в полной нищете. Ему было 59 лет.

......................................
Хуже нет, чем когда твой домашний питомец занемог. Нашел хороший сайт про болезни собак, да и не только о болезнях. А вообще о собаках - тут и истории владельцев и инструкции по питанию. По сути, AnimalMeet это такая маленькая социальная сеть для тех , кому не безразличные мохнатые и ушастые существа.
Tags: авиация, день, история
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments