sedov_05 (sedov_05) wrote,
sedov_05
sedov_05

Categories:

День в истории авиации. Первый полет реактивного "Миротворца" как повод для длинной истории

15 апреля 1952 года. в воздух поднялся первый прототип стратегического реактивного бомбардировщика Convair YB-60.


Convair XB-60

История его создания довольно интересна. Еще с середины 30-х годов американское военное министерство взяло за правило раз в 3-4 года принимать на вооружение все более мощные и совершенные бомбардировщики. Причем, делалось это на основе конкурса между ведущими авиастроительными компаниями. Делалось это с опережением, практически сразу же после того, как бомбардировщики предыдущего поколения осваивались в достаточной мере в частях и становилось ясно какие ТТХ следует улучшать. Причем, конкурсы проводились не "на вылет". В  1930 году была принята спецификация новейшего бомбардировщика в которой от производителей потребовали создать совершенно "инопланетный" по тем временам самолет-бомбардировщик. Требовалось создать девайс способный нести 1 тонну бомб со скоростью 200 миль в час на расстояние в 500 миль. В течении 1931-32 годов в воздух поднялись свободонесущие цельнометаллические монопланы с убирающимеся шасси Douglas B-7, Fokker B-8, Boeing B-9 и Мartin B-10, в разной мере удовлетворявшие заявленным требованиям.




Martin B-10. В 1932 году легко отрывался от любого, существовавшего в мире истребителя

Douglas B-7

Fokker B-8

Boeing B-9 (сверху первый американский цельнометаллический истребитель Boeing P-26)

Все они строились серийно, но крупную серию доверили выпустить только компании Гленна Мартина. Основные поставки в войска суперновинки начались только в 1935 году, но уже в августе 1934 Воздушный корпус США издал требования к новому основному бомбардировщику Америки - скорость 200 миль в час, боевая нагрузка 2 тонны бомб, дальность полета 2000 миль. Такая дальность была нужна, чтобы самолеты могли без посадки долететь с континентальной части Соединенных Штатов до Гавайев, Аляски и Зоны Панамского канала. Такие самолеты уже в 1934-35 году поднялись в воздух. Это были Boeing 299, Douglas B-18 и Martin 146 (на его основе будет создан впоследствии удачный средний бомбардировщик B-26, но это абсолютно другая история). Выбор военных пал на созданный на основе популярного пассажирского авиалайнера DC-2 B-18 Bolo. Он взлетел раньше и был куда лучше доведен. Однако, работы по куда более быстрому и мощному бомберу Боинга продолжались и в 1937 году военные начали финансирование дальнейших работ по B-17. В то же время компания из Эверетта подняла в воздух супербомбардировщик XB-15, обладавший абсолютно запредельными характеристиками. Новинка поднимала в воздух 5 тонн бомб и обладала дальностью в 5400 км. Хоть этот бомбардировщик и не был принят на вооружение Воздушного корпуса, но он показал , что Боинг способен создавать самые современные самолеты с характеристиками, которые невозможно было представить еще год-два назад.


Douglas B-18 Bolo

Douglas B-23 Dragon.
Первый американский серийный бомбардировщик с максимальной скоростью свыше 450 км/ч. Но ради высокой скорости пришлось пожертвовать дальностью. Был выпущен маленькой серией в 38 штук. Впрочем, перед войной американцы не выпускали особенно много боевых машин.

Douglas B-18 был построен в количестве 350 штук. Это был самый массовый на тот момент американский бомбардировщик (плюс еще 38 улучшенной модификации B-23). Наличие этих сотен бомбардировщиков практически до начала войны закрыло потребность будущих американских ВВС в самолетах подобного класса и позволило подготовить сотни пилотов будущих стратегических бомбардировщиков Второй Мировой. Производство B-17 началось в 1937 году и шло неспешными темпами до начала войны (всего до 30.11.1941 было выпущено 155 самолетов этой марки).

Фирма Consoldated, наряду с Boeing и Sikorsky,  в 30е годы была одним из трех американских авиастроительных компаний, выпускавших многомоторные самолеты. Однако, компания нашего соотечественника не обладала достаточными мощностями для крупносерийного производства больших машин, тем более, сам Игорь Сикорский после выпуска S-44 (1937), своей последней летающей лодки , де факто, потерял интерес к самолетам и полностью переключился на разработку вертолетов (это было вызвано еще и тем, что большими лодками занялся другой член корпорации United Aircraft - Boeing, успевший еще до войны создать отличную пассажирскую лодку Boeing 307). И вот когда военные в 1937 году поняли, что Воздушному корпусу понадобится в ближайшее время много много B-17 , они обратились в Consolidated с предложением развернуть у себя производство будущих "Летающих крепостей". Президент компании Рёйбен Флит заехал на Боинг, посмотрел на Б-17, вспомнил, что как раз в это время идут испытания будущей самой крупной боевой летающей лодки США Второй Мировой войны Consolidated Coronado и предложил военным на ее основе по быстрому создать мощный сухопутный бомбардировщик. Военные согласились и уже 29 декабря 1939 года в воздух поднялся прототип самого массового бомбардировщика в истории. 13 тысяч "Летающих крепостей" и 18 тысяч "Либерейторов" составили основу стратегической авиации США во время войны.


Consolidated B-24 Liberator
Крайне удачный самолет на основе которого были разработаны морской патрульный бомбардировщик Privater, транспортные и пассажирские варианты.

Boeing B-17 Flying Fortress

Воздушный корпус в 1938 по мотивам XB-15 предложил "Дугласу" создать самолет с еще лучшими характеристиками. Компания взялась за дело и в итоге 27 июня 1941 года подняла в воздух самый большой самолет в мире. XB-19 имел длину 40 метров и размах крыльев 64 метра. Он обладал скоростью 265 миль в час, максимальной дальностью 6 800 км и имел максимальную бомбовую нагрузку в почти 17 тонн. Однако, пока самолет был поднят в воздух, требования военных уже изменились. Им понадобился самолет способный из США долетать до Европы, наносить удар по ударам в Германии и возвращаться обратно в США. В результате , в апреле 1941 года, еще до первого полета XB-19, были заключены контракты на постройку подобных супердевайсов получили Consolidated и в очередной раз ставшая независимой компания Джека Нортропа. Впрочем, работы по XB-19 не пропали зря. В самом конце войны Douglas поднял в воздух самый большой сухопутный самолет Второй Мировой войны, военно-транспортный C-74 Globemaster, появление которого в небе над Берлином в 1948 году так испугалось командование Советских оккупационных войск в Восточной Германии.


Boeing XB-15.
В годы Второй Мировой войны использовался в качестве транспортного самолета и назывался С-105.

Douglas XB-19

Но еше почти за два года до того командующий Воздушным корпусом генерал "Хэп" Арнольд подготовил  спецификацию на бомбардировщик, способный с баз в Китае бомбить Японию, а с баз в Великобритании всю территорию континентальной Европы. Boeing уже разрабатывал подобный самолет (в принципе, по мотивам будущего B-29 Superfortress спецификацию и готовили), в гонку также включились Lockhead, Douglas и Consolidated. Варианты "Локхида" и "Дугласа" остались в чертежах, а Consolidated все таки поднял свой B-32 Dominator в воздух. B-29 был построен в 4000 экземплярах и стал американским супероружием. Superfortress и Dominator поднялись в воздух почти одновременно - "Боинг" 21 сентября 1942 года, а "Консолидайтед" на две недели раньше. Однако создатели "Доминатора" никак не могли решить две важнейшие проблемы - создать полностью герметичный корпус и дистанционно управляемые пулеметные установки. В итоге, "Доминатор" был более архаичным нежели "Суперфортресс" и в боевые части он пошел только в июне 1945 года, когда Б-29 уже более года наносили удары по объектам в японском тылу. (первый налет был совершен на Бангкок 5 июня 1944 года). Ни одного вылета на бомбардировку "Доминаторы" не совершили, используясь только в качестве разведчиков. Пародоксально, но факт - именно "Доминатор" стал последним американским самолетом вступившим в бой с японцами во Второй Мировой войне. Это произошло 18 августа 1945 года уже после того, как Хирохито объявил о капитуляции Японии. Самолет-разведчик B-32 был атакован над Токио шестью японскими истребителями, за штурвалом одного из которых был величайший японский ас Сакаи. Три члена экипажа "Доминатора" были убиты.


Boeing B-29 Superfortress

Convair B-32 Dominator

А уже через 12 дней "Доминаторы" официально были сняты с вооружения. Б-29 же составляли основу Стратегических Сил до Корейской войны, в которой приняли непосредственное участие, а в составе Королевских Воздушных сил до 1955 были основной и английской стратегической бомбардировочной авиации. Впоследствии был создан улучшенный вариант Б-29 под названием Б-50. Внешне весьма похожий, он обладал большей дальностью и скоростью. После снятия с вооружения , много Б-50 были переделаны в самолеты-заправщики и успели зацепить начало войны во Вьетнаме.

Вернемся к эпическим супер-бомбардировщикам XB-35 и XB-36, контракты на создание которых были подписаны в апреле 1941 года. Немцы не захватили Великобританию, Китай тоже устоял. Казалось бы смысла в создании этих мегадевайсов уже не было. Но создание атомной бомбы и превращение Советского Союза в супердержаву вновь подняло интерес к данным проектам. 8 августа 1946 года в воздух поднялся громадный Convair B-36, самый большой бомбардировщик в истории. Тяжелее бомбардировщики были созданы, но в плане геометрических размеров он так и остался непревзойденным. 49,4 метра длины и 70,1 метра размах крыльев. Ту-160 на 4,7 метра длиннее, но размах его крыльев на 15 метров меньше. Максимальная бомбовая нагрузка у Б-36 достигала 39 тонн, боевой радиус с нагрузкой в 32 тонны составлял 6 415 км. Максимальная скорость составлаяла 672 км/час. Крейсерская 370 км/ч.. Максимальная же дальность составляла астрономические 16 000 км.. Во время Холодной войны самолеты-разведчики созданные на базе Б-36 через Северный полюс совершали полеты в глубину территории Советского Союза и возвращались обратно.


Northrop XB-35

Convair B-36
Модель ранних выпусков, впоследствии бомбардировщик получил 4 дополнительных реактивных дввигателя. Всего построено 384 штуки.

Самолет Нортропа XB-35, созданный по схеме "Летающее крыло" уступал будущему "Миротворцу" (так назвали Б-36) по всем статьям. Из за того, что на него установили менее мощные моторы и в меньшем количестве (четыре Pratt & Whitney R-4360-17 мощностью 3000 л.с. против шести Pratt & Whitney R-4360-53 мощностью 3800 л.с. у Б-36) и скорость и дальность и бомбовая нагрузка существенно уступали таковым у самолета компании Convair (так стала называться компания после объединения Consolidated и Vultee), важной проблемой стала неудобная конструкция кабины пилотов, откуда было очень сложно выбраться в случае аварии и, хотя "Нортроп" поднялся в воздух на два месяца раньше Б-36 - в июне 1946 года, перспектив его в качестве основного стратегического бомбардировщика Стратегического Авиационного командования не было. Нортроп начал стремительно переделывать Б-35 под реактивные двигатели и уже 21 октября 1947 года поднялся в воздух YB-49 оснащенный 6 (в последствии 8) реактивными двигателями, однако история ранних реактивных бомбардировщиков США это отдельная тема.


Northrop YB-49

Итак, в 1949 году США получили самый мощный из когда либо созданных до тех пор бомбардировщиков. В то же время проходили испытания и принимались на вооружение первые американские реактивные бомберы - North American B-45 Tornado и Boeing B-47 StratoJet. Эти самолеты могли брать на борт боевую нагрузку такую же и даже большую, чем Б-29, летали в два раза быстрее, но на меньшую дистанцию. А Б-36 они уступали во всем, кроме скорости. Рано или поздно должна была возникнуть тема стратегического реактивного бомбардировщика.

Однако, все не так просто. В ноябре 1945 года Воздушно-материальное командование (будущее Логистическое командование ВВС США) озвучило требования к перспективному бомбардировщику. Ставилась задача создать самолет с боевым радиусом 8 000 км, способный доставить 4,5 тонн боевой нагрузки (атомную бомбу) к цели со средней скоростью 300 миль в час.. Стартовав с территории США или Аляски (тогда Аляска еще не была штатом) подобный девайс мог долететь до практически любого объекта в РСФСР и европейской части СССР, а также до любого объекта в Восточной Европе, отбомбиться и вернуться назад. Однако, задача оказалась невыполнимой. Боинг предложил Model 462, накачанный анаболиками Б-29 с шестью турбовинтовыми двигателями Wright T35 , одновременно работы вели и Convair с Martin, но победу присудили Боингу, получивший контракт на строительство полноразмерную модель самолета. Однако, дальность 160-тонного (в три раза тяжелее Б-29 и на треть тяжелее Б-36) самолета составляла всего 5100 км, да и движки еще не были готовы. Однако, как раз в это время поднялись в воздух Б-35 и Б-36 (которые военные уже не чаяли дождаться) и стало ясно, что никакого смысла в творении Боинга просто нет.


Boeing B-47
Самый массовый тяжелый реактивный бомбардировщик. Всего построено 2 041 единицы. И второй по массовости реактивный бомбардировщик вообще - Ил-28 был выпущен в количестве 6 731 штуки.

Еще два года велись перспективные работы по созданию турбовинтового бомбардировщика внешне напоминавшего будущий Ту-95, военные требовали увеличения дальности и скорости, но бомбовая нагрузка оставалась прежней - 4,5 тонны (10 000 фунтов), время текло, появлялись новые технологии и двигатели. 21 октября 1948 года военные отвергли окончательный вариант турбовинтового бомбардировщика и произошло то, что должно было случиться в нужное время в нужном месте - руководство КБ Боинга решило создать новый бомбардировщик на основе конструкции уже два года как летавшего (но еще не принятого на вооружение) тяжелого реактивного бомбардировщика B-47. Кстати, тему сверхдальности решили закрыть установкой оборудования для дозаправки в воздухе. Заявленных 8000 км ни одна из модификаций Б-52 так и не достигла.


Boeing XB-52.
Как видите, первый образец одного из будущих компонентов стратегической триады мало отличался внешне от B-47.

Весной 1949 был готов деревянный макет, военным он крайне понравился, началось проектирование и 14 февраля 1951 года был подписан контракт на выпуск 13 опытных бомбардировщиков и 17 разведчиков XB-52. В Consolidated внимательно следили за активностью конкурента и 25 августа 1950 года военным было сделано формальное предложение о создании реактивного стратегического бомбардировщика на основе главного американского бомбардировщика B-36. Военные согласились и в марте 1951 года поручили компании переделать два B-36F в реактивные B-36G. Consolidated понадобилось всего год, чтобы поднять в небо то, что получило название B-60. Boeing XB-52 полетел 15 апреля 1952 года, а Consolidated XB-60 три дня спустя. Самолет на 72% был "совместим" с B-36. У него был новый нос, хвост и крылья. Однако, командованию ВВС он не показался. Будучи тяжелее B-52 (140 тонн против 120) он обладал меньшей скоростью, как максимальной, так и крейсерской. Также он существенно уступал в дальности и , немного, в максимальной бомбовой нагрузке. В итоге, выбор пал на B-52. Самолеты этой модели находятся на вооружении до сих пор. 12 сентября 1959 года последний Б-36 был снят с эксплуатации и в Стратегических Силах ВВС остались только тяжелые бомбардировщики производства Boeing. Даже Б-29 пережили "Миротворцев", не говоря о Б-50 и Б-47.


Convair XB-46
Создавался в условиях жуткого цейтнота. Слишком долго проходил испытания (счет шел на недели) и уступил в конкурсе North American B-45, а на подходах был B-47, превосходивший творение Convair по скорости и бомбовой нагрузке. Но это совсем другая история.

Возможно, если бы в Consolidated вместо "обновления" Б-36 пошли бы по пути Boeing и "накачали бы анаболиками" опытный XB-46, неудачливый соперник B-47, у них появились бы шансы. Он не очень сильно уступал по ТТХ B-47.


Boeing B-50

История американских тяжелых бомбардировщиков с поршневыми моторами окончательно закончилась через 20 лет после окончания Второй Мировой войны, когда весной 1965 года были сняты с вооружения заправщики KB-50 и разведчики погоды WB-50. Самолеты просто начали ржаветь.
Tags: авиация, история
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment