sedov_05 (sedov_05) wrote,
sedov_05
sedov_05

Categories:

Марти прилетел




Дожили. Все любители кино в мире последние несколько месяцев жили в ожидании этого дня - 21 октября 2015 года. И вот он наступил. И Марти МакФлай прилетел ! И сейчас десятки миллионов пальцев отщелкивают на клавиатурах и экранах планшетов миллионы рецензий на эту икону футурологии. Уже после того, как написал этот пост, прочитал хорошие разборы фильма в плане того, что сбылось, а что не сбылось (1,2). В связи с чем решил немного пост переделать.

В целом, Земекис оказался не лучшим футурологом. Все реалии будущего, показанные в фильме можно разделить на пять частей:

- удачные предсказания
- нереализованные, либо нереализуемые предсказания
- анахронизмы, демонстрирующие попытку продлить тренды 80х на 30 лет вперед и не понимание авторов того, что "все течет, все изменяется" куда быстрее, чем кажется
- технические решения, которые в 1985-90 уже существовали, но получили широкое распространение только спустя десятилетия. Назовем их "переносы"
- а еще добавлю игнорирование технических решений, уже существовавших в то время, когда снимался сериал.



Пальцем в небо

Вот тут, как мне кажется, Земекис просто отдавал должное приколам футурологов.

Использование антигравитации в быту. Анрил. До сих пор. Теоретически, это возможно, если повсеместно создать соответствующее магнитное поле. Но для этого нужны базы на Луне, Гелий-3, мирный термояд и уверенность, что это не будет опасным для человека.

Летающие автомобили. Вне привязки к гравитации. Красивая футурологическая сказка, не имеющая никакой практической ценности. И вообще - пора признать, что автомобили могут сменить вид двигателя, перейдя на электричество (окончательно) или газ, но они таки будут управляться людьми и ездить по дорогам. По первому пункту - а зачем они тогда еще нужны ? Не нравится рулить - возьми такси или ехай на общественном транспорте, по второму - так дешевле и безопаснее. На самом деле, создать автомобиль, который будет ездить из точки А в точку Б совсем несложно (кстати. такие уже засветились в других футурологических фильмах, например в "Полицейском во времени" и в " Шестом дне"), но зачем ?

Реактивные скейт-борды. Вне привязки к антигравитации. А зачем они ? Скейтборды с моторчиком, кстати, давно созданы, но так и остались абсолютной экзотикой. Даже большей, чем акробатика на мотоцикле. Все таки личную безопасность "пилота" никто не отменял. В мире слишком мало любителей перемещаться по земле или рядом с ней, используя реактивную тягу. Из 7 миллиардов примерно 1-2. Не миллиарда, человека.

Самовысушивающаяся одежда. Ну ну, кто то хочет таскать с собой электродвигатели и вентиляторы ? Другое дело - термоэлементы, которые могли бы подогревать одежду. Но тихо !

Массовая роботизация. Помните роботов, работавших на заправке ? Роботы - горячая тема 80х. Потом оказалось, что их выгодно использовать только на крупных производствах. В мелком бизнесе расходы на обслуживание были таковыми, что оказалось проще использовать людей. Помню репортаж Цветова из Японии, в котором он показал печального владельца небольшого производства, который заменил роботом нескольких работников и вскоре оказался на грани разорения.

Удачные предсказания

Первое, что бросается в глаза это фокусировка видео-камер по лицу. Этой технологии менее 10 лет и (зная о том, что во многих других своих предсказаниях авторы серьезно ошиблись при этом допуская серьезные анахронизмы) остается только удивляться стопроцентному попаданию Земекиса в точку.

Также надо упомянуть прогноз о создании портативных компьютерных устройств и программ, сообщающих о пробках и дающих точный прогноз погоды. С последним все таки не так просто, как кажется, но все таки. В фильме мы видим множество знакомых нам гаджетов - планшеты, часы-компьютеры, аналоги гуглоглассов, даже дроны.

Также "Найк" успел отрапортовать о создании самозашнуровывающихся кроссовок, но до серийного производства еще далеко.

Ну очень сильно сублимированные продукты. Идея совместить СВЧ и гидратор классная, к сожалению, пока она почти не реализована.

Переносы

Видеоконференции. Да, сейчас они доступны практически всем у кого есть персональный компьютер (любого типа) или смартфон. Однако, видеосвязь существовала и в те годы и , даже, значительно раньше. В СССР возможность видеосвязи по линиям Москва-Ленинград и Москва-Новосибирск была доступна простому населению уже в 1966 году. Другое дело, что эта возможность была недоступна в домашних условиях, стоила дорого и увидеть собеседника во время переговоров могли только жители этих трех городов. Кстати, во многих советских фантастических фильмах 70-80х (сходу в "31 июня") герои переговаривались по "видеофону" прямо из дома.

Голография. Попытки снимать голографическое кино предпринимались уже в конце 70х, считалось, что за этой технологией будущее, но цена вопроса была крайне высока и, в итоге, в киноиндустрии были разработаны другие, более экономичные технологии передачи объемного изображения. Однако, данная технология все же применяется в рекламных целях, но только в закрытых помещениях. На улице все смотрелось бы крайне блекло, поэтому сцена, когда Марти пугается акулы из рекламного ролика "Челюсти-19" пока произойти не может. Был бы он в крупном торговом центре - другое дело.

Повсеместное использование СВЧешек. На самом деле, технология эта была в то время уже хорошо известна (в США с 1933 года, в СССР с 1941), промышленные СВЧ печи выпускались с начала 1960 х годов, а в начале 80х началось массовое производство бытовых СВЧ-печей (в СССР производство СВЧ-печей также началось в начале 80х, но бытовые появились в магазинах только в 1990) и к 1986 уже четверть американских домохозяйств их имели. Однако, в сценах 1985 года в доме МакФлаев мы их (печей) еще не видим. То есть, предполагается, что в 2015 СВЧ доступны всем (семья МакФлаев во второй части показана как не очень преуспевающая, хотя и не бедствующая).

Большой цветной ЖК-экран. Черно-белые жк-экраны уже существовали и повсеместно использовались в виде "циферблатов" электронных часов, но цветной (и очень маленький) жк-экран фирма Sharp представила всего за два года до выхода на экран второй части суперсаги, в 1987 году.

Темнокожий мэр. В 1986 году наконец темнокожие американцы доказали, что способны справляться с самой сложной работой, доступной ранее только белым - в Чикаго был избран первый темнокожий мэр Гарольд Вашингтон, а в космос полетел первый темнокожий астронавт Гион Блуфорд. Понятно, что фишка с мэром Хилл-Велли в 1989 году смотрелась еще вполне актуально, не говоря о первой части фильма.

Игнорирование

В первую очередь, речь идет об интернете. В мире "НВБ-2" он, безусловно, есть. Однако, заметна некоторая фрагментарность и игнорирование определенных технических решений. Думаю, вы догадались, что речь идет об электронной почте. Марти получает уведомление по факсу. Да, именно в середине 80х факсы стали повсеместным аксессуаром офисов (хотя самим системам передачи изображения по телеграфным проводам уже 150 лет), однако электронная почта в то время уже существовала, хотя и была ну совсем свежим решением (если не ошибаюсь, официально первое мыло отослалал королева Великобритании, Северной Ирландии, Канады, Багамских островов, Хранительница веры, Верховный вождь Фиджи и пр. и пр. Елизавета II Виндзорская (цу Ганновер) в 1981 году). С другой стороны - сейчас уже об этом надежно забыли, но еще лет десять назад была такая фишка - отправлять через интернет письма напрямую на факс (это можно делать и сейчас, но факсов стало очень мало), при этом, что интересно - вот тогда в 1989 эта "технология" еще популярностью не пользовалась. В итоге получаем очень сложный случай - авторы перенесли в будущее технологию, которая на момент создания сценария фильма еще не использовалась, а во время действия фильма (в реальном мире !) уже морально устарела.

Глобальное позиционирование. В реальном 2015 году Док легко отследил бы местоположение сына Марти по смартфону последнего. Тем более, доступ гражданских служб к технологии GPS было официально разрешено Рональдом Рейганом осенью 1983 года после гибели корейского "Боинга". Другое дело, что еще лет 10-15 GPS приемники были довольно крупными устройствами, размером с хороший рюкзак. Но предположить, что за 30 лет они станут размером с ..... калькулятор (в 1989 мобильники тоже были довольно большими) можно же было ?!. Да, и где, собственно, мобильные телефоны ? В 1989 они уже были в свободной продаже. Хотя, тут может быть все куда проще - путешественнику во времени куда проще пользоваться радиостанцией, чем привязанными к местным провайдерам гаджетам.

И где компакт- и двд-диски ? Где флешки ? И почему Доку нужен какой то гаджет для получения информации о погоде ? Что мешает выводить всю. необходимую информацию прямо на его хипстерские очки ? Впрочем, до очков не додумались и создатели "Разрушителя", вышедшего на экраны в 199

Анахронизмы

Их довольно много и они бросаются в глаза.

Мода. Земекис использовал избитый прием создателей ранних фантастических фильмов - одеть героев в нечто, абсолютно неюзабельное (многочисленные накидки, балахоны и другую фигню) или, на худой конец, дать им невменяемые головные уборы. При этом базис в фильме остается прежним - как ходила молодежь в коце 80х в кроссовках, классических джинсах, майках, кепках и жилетах, так и ходит. Впрочем, не он первый, не он последний, в том же "31 июне" народ вовсю ходит в расклешеванных брюках, мотивируя это тем, что в моде снова "70е". На самом деле в нашем мире был короткий момент, когда 70е чуть чуть вернулись, когда в начале 2000х женщины одели джинсы клеш, но, на самом деле, современная мода куда демократичнее той, что была 25-30-40 лет назад. Пацан, одетый, как Марти МакФлай в 1985, в наше время однозначно не вызвал бы никакого удивления. Ну за исключением "надувного" жилета. Да и жилета вообще. Но вот женская мода показанная в фильме сейчас востребована на эстраде и совсем несложно представить в таких одеждах Мадонну, Бритни Спирс или Леди Гага.

Механические игровые автоматы. На самом деле сейчас их можно встретить только в музеях, хотя поставь их в современном ночном клубе, отбоя бы от игроков не было б. Но это сейчас настолько нишевая вещь, что представить , чтобы они стояли в обычной кафешке, довольно сложно. Слишком высокая стоимость владения получается. Но и электронные игровые автоматы сейчас постепенно "уходят с рынка". Гораздо проще дома совершенно бесплатно пострелять, используя компьютер или игровую приставку. В любом случае - два мелких, пошедших пострелять в придорожную кафешку это явный анахронизм.

Классический "Макинтош" в антикварном (либо комиссионном) магазине. Теоретически, офф-лайн торговля бытовой и компьютерной техникой все еще ведется. У нас в городе, например, есть магазин, торгующий подержнанными компьютерами и компонентами. Другое дело - продавать классический Mac, как ходовой товар в 2015... Ну не знаю. Хотя на ибее (первый онлайн аукцион, кстати, возник только в 1995) можно даже Apple II в идеальном состоянии найти. Стоит он, правда, как чугунный мост. Думаю, в 1989 просто не представляли темпы развития айти-технологий. Помнится, мой коллега в 1992 как то сказал - "наши внуки будут работать на 786 процессорах". Ага, наивный.

Про факс-аппарат уже упоминалось.

"Челюсти - 19". Вот это на самом деле смешно. Ну реально ! Авторы уже не первого удачного сиквела в истории мирового кино (первым были "Звездные войны"), полагали, что ситуация, когда сиквелы будут крайне неудачным способом выжать еще несколько центов из наивного кинозрителя, будет продолжена и через четверть века.

Поясню для тех, кому 20-30 лет. Сиквелы снимались всегда, однако, как правило, они были не очень удачными и не имели самостоятельной художественной ценности. Как правило, каст (актерский состав) исходного фильма полностью сохранять не удавалось, режиссеров и сценаристов привлекали второсортных, сборы были копеечные, но продюссеров киностудий это не останавливало и они продолжали клепать откровенную фигную. История с сиквелами первого звездного фильма Стивена Спилберга наиболее каноническая. Если первый фильм реально потряс мировой кинопрокат, собрав в 1975 году невероятные по тем временам 470 миллионов долларов, побил рекорд сборов, установленный в 1939 году "Унесенными ветром" (400 миллионов) и удерживал его два года, пока на экраны не вышла четвертая часть "Звездных войн" (в создании которой Спилберг также принимал участие). Было бы дело сейчас, продюссеры вбухали бы во вторую часть полмиллиарда долларов и получили бы сборы за миллиард, но в те времена все было не так и вторая часть получилась крайне неоднозначной - интересное начало и провальный финал. Бросить бы, но нет, на экраны вышла третья , а затем и четвертая части. С каждом разом фильмы были все дешевле, артистов из оригинального состава оставалось все меньше и народ просто начал ржать по поводу выхода все новых и новых серий. Упоминание неснятых сиквелов "Челюстей" с астрономическими номерами , кстати. встречается не только в "НВБ-2". Чуть лучше сложилась судьба у проекта "Полицейская академия". Первый две серии были реально хороши, а вот уже в третьей пошли самоповторы и только Стивен Гуттенберг как то спасал ситуацию, но после четвертой серии он ушел, что , однако, не остановило продюссеров, которые сняли пятую серию, затем шестую (действие которой происходило в Москве), а затем запустили телесериал ! Кстати, помимо "НВБ" участие в тупом сиквеле угрожало и Майклу Джи Фоксу. Видите ли продюссеры решили снять продолжение очень успешного "Волчонка" (одной из икон стиля "80s"), главный герой которого из школы перемещается в колледж и продолжает зажигать и там. Фокс отказался и в итоге был снят абсолютно невменяемый сиквел, полностью провалившийся в прокате.

И вот что интересно - решение задачки было известно уже тогда: не воспринимать сиквел как вторичный продукт. Кроме "Звездных войн" уже была сверхудачная франшиза о "Чужих", да и сам "НВБ" отнюдь не стал провалом, хотя третья часть была воспринята народом не очень однозначно. И тем не менее, Земекис поместил в будущее (для него) фишку с "Чужими". По моему, это анахронизм.

Очень интересный анахронизм - спортивный альманах, который Биф из 2015 дарит Бифу из 1955. Сейчас такие книги нафиг никому не нужны. Море спортивной статистики выложено в интернете как частными лицами, так и многочисленные международными федерациями и ценность подобного каталога чисто антикварная, да и не особо высокая. У меня вон на даче лежит справочник по хоккею, изданный в 1979 к чемпионату мира по хоккею в Москве, у дяди есть подобный , выпущенный к другому московскому чемпионату - 1973 года. В них даны результаты многих турниров с самого начала существования хоккея. Однако, такая ситуация со спортивной статистикой, как сейчас, сложилась сравнительно недавно. Например, в 2006 я безуспешно искал в сети результаты Чемпионатов Европы по регби (он же Кубок Европейских Наций). Ну не было их в сети ! Кубок Шести Наций во всех ракурсах, а чемпионата нет. Такая же история была с результатами чемпионатов мира по филд-гандболу. Потом их выложила на своем сайте Всемирная Федерация Гандбола. Насчет альманаха, кстати, возможно я и не прав. Он охватывал результаты с 1955 по 2000 годы. Так что, возможно, он и не был анахронизмом. В России такую литературу в то время уже не выпускали, но в США вполне может быть.

Роль таких альманахов в 70-80-90е годы для любителей статистики была очень высока, но в нулевые они и издаваться перестали и из продажи исчезли. В фильме же мы видим свежее издание, вероятно, как раз 2015 года. Таким образом, Земекису даже в голову не могло прийти, что за 26 лет подобные изданию перестанут представлять интерес и их больше не будут печатать.

Увлечение скейт-бордами. По мнению Земекиса она останется массовым и в 2015 году. Однако, оно вылилось в экстремальные виды спорта, оставшись всего лишь одним из них. Далеко не самым массовым.

Вот где то так... "Назад в будущее" остался в истории кино, как абсолютная нетленка и икона футурологии. Думаю, еще не одно поколение любителей фантастики посмотрит эту трилогию. И, кстати, я практически уверен, что вскоре возможен перезапуск сериала. Суммарные сборы франшизы составили 958 миллионов долларов и , чисто из спортивного интереса, можно было бы попробовать набрать миллиард
Tags: история, кино, техника, футурология
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments