sedov_05 (sedov_05) wrote,
sedov_05
sedov_05

Categories:

Первые шведские "боинги". Еще один пост в честь 100-летия компании


Эрик Берман (1907-67). Рекламный плакат авиакомпании ABA, 1943 год
Обратите внимание на расцветку самолета. Также на борту у "дугласов" АВА большими буквами было написано Sweden.

Авиакомпания Scandinavian Airlines (SAS) была образована 1 августа 1946 года в результате слияния трех национальных перевозчиков - Швеции, Дании и Норвегии. От iведов в свежеобразованную компанию вошла Svensk Interkontinental Lufttrafik AB (SILA). Эта компания была основана всего за три года до этого членами одной из богатейших семей Швеции - Валенбергами (да, той самой из которой происходил Рауль Валенберг). Причины возникновения новой компании было довольно характерными для того времени. Перед войной главным авиаперевозчиком в Швеции была государственная компания AB Aerotransport (ABA), осуществлявшая рейсы в Лондон, Москву, Берлин, Париж и др.. В 1937 году ABA стала второй европейской компанией, приобретшей Douglas DC-3. Но в 1941 начались проблемы - сначала закрылась линия на Москву, а в 1943 немцы сбили два DC-3 работавших на линии Стокгольм-Прествик (Глазго), несмотря на то, что шведские самолеты окрашивались в яркий оранжевый цвет. 27 августа самолет просто исчез в 70 километрах от побежья Дании с 9 человеками на борту, которые, понятно дело, не могли рассказать о том, что с ними случилось, а вот 22 октября там же, у побережья Дании еще один DC-3 был подбит Ju-88. Экипаж пытался дотянуть до берега, но при посадке самолет ударился о береговые скалы и 13 из 15 человек, находившихся на борту, погибли.




Остатки DC-3 авиакомпании ABA, подбитого Ju-88 Люфтваффе 22.10.1943 и разбившегося при вынужденной посадке на датском острове Хало
У атак 1943 года был внешнеполитический подтекст. Швеция прекратила транзит германских войск через свою территорию, а когда немцы вздумали ей угрожать, в стране была объявлена всеобщая мобилизация при которой за сутки численность армии возросла на 300 тысяч человек. Кроме того, летом 1943 была закончена линия укреплений по южному побережью страны ("Линия Сконе") и грозить Швеции стало реально чревато. А во время рейсов сбитых немцами самолетов они возвращались из Шотландии, куда в меньшей степени доставляли пассажиров и в куда большей - лучшие в мире шведские подшипники.

Стало ясно, что на рейсах в Великобританию нужны более быстрые и высотные самолеты. Такие в серии тогда были только Douglas DC-4. Семья Валенбергов подсуетилась и прикупила 10 штук таких девайсов. АВА тоже, но только 3. Забегая вперед, скажу, что обе авиакомпании получили свои самолеты только в 1946 году. Ситуация сложилась критическая - фактически, по воздуху Швеция оказалась отрезанной от Великобритании. Тогда правительство страны предложило США интересный бартер - шведы освобождают 300 интернированных американских пилотов, а в ответ американцы дарют Швеции все 10 в разное время приземлившихся и интернированных в Швеции "Летающих крепостей". Американцы согласились, но исправных оказалось только 9 девайсов, 7 из которых были переоборудованы компанией SAAB в пассажирские авиалайнеры, названные F-17 ("F" в честь Феликса Хендерсона, военного атташе посольства США в Стокгольме, много сделавшего для достижения соглашения "пилоты в обмен на бомбардировщики"), а 2 использовались как доноры запчастей. SAAB серьезно переделал бомбардировщики. У них было демонтировано все военное оборудование и заделаны порты для пулеметов. Была удлинена носовая часть фезеляжа. В ней, а также сзади от кабины пилотов были сделаны пассажирские салоны общей вместимостью 14 человек (по другим данным - 18, за кабиной пилотов была организована туалетная комната, в бортах прорезаны иллюминаторы, а бывший бомбовый отсек стал багажным. Больше самолеты в оранжевый цвет красить не стали, оставили двойную, зелено-голубую расцветку.


F-17. Вид сзади и сбоку.

Интересно было организовано финансирование этой "аферы": США передали Б-17 правительству Швеции, то продало их SILA, та профинансировала модернизаци, а затем передала их в эксплутацию ABA (у Валенбергов просто не было еще пилотов).

В октябре 1944 F-17 начали совершать регулярные рейсы в аэропорт Прествик, в Глазго, а в июне 1945 открыла линию в Нью-Йорк с промежуточными посадками в Рейкьявике и на острове Ньюфаундленд. В ноябре 1945 один самолет был передан в Данию, где сразу же начал эксплуатироваться на линии Копенгаген-Лондон, а в феврале 1947 открыл сообщение сначала с Найроби, а затем и с Йоханесбургом. В 1946, как сказано выше, была создана авиакомпания Scandinavian Airlines, но по началу это не было единое предприятие, а что то вроде "федерации скандинавских авиакомпаний" или консорциума. В 1948 АВА и SILA объединились, а в 1950 году SAS стал именно авиакомпанией с единым руководством и ливреей.



Датский F-17 Stig Viking. В 1945-57 эксплуатировался датской авиакомпанией Det Danske Luftfartselskab A/S, а в 1948-54 ВВС Дании.

"Боинги" были возвращены США в 1948 году за исключением датского, которого выкупили местные военные и он еще много лет использовался для фоторазведки побережья Гренландии. Один из "шведских Боингов" уцелел и ныне экспонируется в Национальном Музее ВВС США в Дайтоне, Огайо.


Реклама SAS, призывающая летать Boeing 747
Время съемки ролика не ранее 1974 - в кадре видны McDonell-Douglas MD-10, полученные SAS именно в этом году.

В следующий раз SAS получил пассажирские самолеты марки "Боинг" только в 1971 году, когда в на волне массовой истерии, вызванной появлением самого большого в мире пассажирского авиалайнера Boeing 747, руководство компании решило прикупить три подобных девайса, который начали летать на линии Копенгаген-Нью-Йорк. Все время эксплуатации 396-местных гигантов (два 747-200 было поставлены в 1971 и один в 1981) SAS испытывала проблемы с окупаемостью полетов, так пассажиропоток на этой линии был недостаточен. В итоге, после 1981 года "джамбо" были Впрочем, очень быстро выяснилось, что пассажиропотока на этой линии банально не хватает и эксплуатация 396-местного гиганта убыточна. Тогда самолеты были переданы в аренду и проданы в 1987. В 1979 SAS приобрела три грузопассажирских модификации все того же Boeing 747-200. Пассажировместимость составляла 289 человек, самолеты до 1987 года эксплуатировались на линии Копенгаген-Гетеборг-Берген Нью-Йорк.

Tags: авиация, швеция
Subscribe

  • О чем говорят студенты. Часть 2

    Станция метро "Оболонь" (до октябре 1990 года "Проспект Корнейчука") Понятно, что какими бы яркими переживаниями не…

  • Подарок от тёщи

    Heaven For Everyone Последний хит группы The Queen попавший в Топ-10 крупнейших европейских хит-парадов (#2 в Великобритании), в Северной Америке…

  • За 30 лет до Пиночета

    До сих пор крайне малоизученной темой остается деятельность иностранных СМИ на временно-оккупированных Третьим Райхом территорий Советского…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments