
Лето 1916 года. Четыре часа по полудни. Пересменка на заводе компании Ford в Highland Park в Детройте.
За предыдущие 8 часов рабочие завода собрали примерно 1400 автомобилей модели Ford-T, известных также как "Жестянка Лиззи". В 1928 году Форд построит новый завод в пригороде Детройта
Завод построен в 1910 году по проекту 41-летнего Альберта Кана, того самого, компания которого 20 лет спустя спроектирует все 521 завод, которые должны были быть построены в СССР по планам Первой Пятилетки. По договору с советским правительством Кан лично спроектировал Сталинградский тракторный и был назначен куратором всего промышленного строительства в СССР. Им была создана компания Госпроектстрой, которая не только курировала проектные и строительные работы в нашей стране, но и готовила инженеров-проектировщиков (за три года подготовлено 4000 человек). Впоследствии, Кан спроектировал знаменитый Detroit Arsenal - крупнейший танковый завод США. К 1937 году на счету проектировщиков Кана были не только ВСЕ промышленные предприятия построенные в СССР за годы первых двух пятилеток, но и 20% американских заводов, строившихся в то время в США. Только для компании Ford компания Кана выполнила 1000 заказов.
Но вернемся в 1916. Площадь завода в Highland Park, построенного в 1910 году, составляла 5 квадратных километров. 7 октября 1913 года на заводе был запущен конвеер, благодаря чему срок сборки одного автомобиля Ford T сократился с 728 до 93 минут, а отпускная цена упала с $700 до $350. Но самое интересно то, что благодаря повышению производительности труда в 8 раз, Форд платил своим рабочим зарплату в 3 раза большую, чем конкуренты и это позволяло ему отбирать себе лучшие кадры.
В 1928 году производство Ford-T было прекращено (всего произведено около 16 миллионов штук), а новинка, Ford-A начала выпускаться на еще большем по размерам заводе в пригороде Детройта Дирборне, а завод в Highland Park был практически закрыт. Он использовался как склад и ремонтные мастерские для поставлявшихся из Ирландии в США тракторов Fordson, производство которых в США было также прекращено в 1928 после выпуска 650 000 экземпляров. В 1942 на заводе было организовано производство танков Sherman M4A3 (произведено 1690 штук). В 1973 строения бывшего завода были объявлены памятником истории. На текущий момент от него осталось три корпуса и некоторые другие строения, которые в отличии от пресловутого завода Паккард, содержатся в более чем приличном состоянии. Сейчас там ведутся работы по организации крупного исторического центра, посвященного автомобильной промышленности Детройта.
Journal information