sedov_05 (sedov_05) wrote,
sedov_05
sedov_05

Categories:

Суперзумы от Canon. Часть 1. Предыстория.

Оригинал взят у cpp2010 в Суперзумы от Canon. Часть 1. Предыстория.
50 лет назад японская компания Canon представила свой первый зум-объектив.

Все течет, все изменяется. Шесть лет назад, на 13ти летие сына, я подарил ему его первый фотоаппарат, Canon PowerShot S5 IS, 12ти кратный суперзум, и никогда не жалел об этом подарке.

За эти годы и фотик немного начал глючить и сама по себе фототехника ушла вперед и в ожидании 19ти летия сына, я все более думаю, что стоит подарить ему новый фотоаппарат. Зеркалку не хочу. Думаю, опять суперзум. Полвека производства зум-объективов Canon хороший повод вспомнить историю развития этого класса цифровых фотоаппапатов от крупнейшего в мире производителя фототехники.

История техники вообще интереснейшая штука, а уж бытовой...

Для начала , определимся с терминологией. Под суперзумом в данном контексте я понимаю цифровую фотокамеру с встроенным зум-объективом (также называемым объективом с переменным фокусным расстоянием или трансфокатором) кратностью (сейчас !) от 10х. Ранее можно было говорить о 5х. Такая фотокамера может быть в корпусе как обычной компактной камеры ("мыльницы"), так и быть так называемой Bridge Camera, ранее известной как "DSLR-Like", то есть выглядеть внешне как маленькая (или не очень маленькая) цифровая зеркальная камера.

Разобравшись с терминологией, перейдем к генезису современных суперзумов Canon, опираясь в основном на историю собственно самого важного их элемента - зум-объектива.

История зум-объектива началась даже раньше, чем фотографии. Проблема изменения фокусного расстояния объектива встала перед создателями телескопов еще в начале 19го века. В 1834 году на заседании Королевского Общества в Лондоне состоялась демонстрация первого подобного устройства. Особенностью ранних зум-объективов было нарушение фокусировки при изменении фокусного расстояния. Такие зумы известны, как варифокальные объективы. Много лет ушло на то, чтобы оптики разработали трансфокаторы , фокусировка которых не менялась при изменении фокусного расстояния, но сейчас, после внедрения автофокусировки эта проблема уже потеряла свою остроту.

1 апреля 1902 года американец Клайл Адамс получил патент на "Оптический объектив" - первый зум с постоянной при изменении фокусного расстояния фокусировкой (патент США 696788).



Наступала эра кино и зум-объективы сравнительно быстро стали популярны в процессе съемок кинофильмов.

Первым известным примером применения зум-объектива в кино стали первые кадры немого черно-белого фильма 1927 года "It" с голливудской звездой и секс-символом 20х Кларой Боу в главной роли. Смотрите начиная с 2:04



Серийное производство зум-объективов для кинокамер на 35мм кинопленку началось в 1932 году. Первым серийным кино-трансфокатором стал Bell and Howell Cooke "Varo" F/3.5 40–120 mm, разработанный специалистами знаменитой оптической фирмы Tom Cooke & Sons.



Напомню, что инженер именно этой фирмы, Денис Тейлор создал "Триплет Кука", первый массовый объектив с высоким разрешением для пленочных камер (в СССР объективами этой схемы оснащались такие массовые фотоаппараты, как "Смена" и "Любитель", а в ГДР такие объективы выпускались и для зеркальных камер марки Praktika).

В 1953 года зум-объективы добрались и до телевидения. В Великобритании началось производство трансфокаторов VAROTAL III Френка Тейлора Хобсона.

Первым фотообъективом-трансфокатором , доступным для массового (условно, конечно) пользователя стал The Kilfitt 36–82 mm/2.8 Zoomar компании Voigtländer (ныне принадлежит японской корпорации Cosina). При его создании за основу был взят запатентованный немецким оптиком Хью Айвеном Грамацки в 1928 году "Трансфокатор" - трехкратный зум-объектив, разработанный им по заказу Siemens. Грамацки также является автором названия "трансфокатор", которое сейчас часто используется (как вы могли заметить) параллельно с термином зум-объектив.

Zoomar был вариотрансфокатором. Задачу создания трансфокаторов с постоянной фокусировкой и трансфокаторов с высоким (первоначально до 10х) уровнем кратности решили в те же самые годы. В 1950 Рожер Кювилье разработал схему компенсации масштабирования, а в 1956 Пьер Анженё создал 10кратный зум-объектив с сохранением фокусировки при изменении фокусного расстояния.

В декабре 1963 года японская компания Canon представила свой первый зум - Canon R 55-135mm f/3.5



Монстр весом 790 грамм с оптической схемой из 22 линз в 15 группах, стоимостью 49 000 йен (по тогдашнему курсу, в переводе на современные деньги и современный паритет покупательной способности - примерно 1 500 долларов США) предназначался для установки на зеркальные камеры серии Canonflex с байонетом R.

Длительное время зум-объективы были дорогим аксессуаром для профессиональных зеркальных камер. Устанавливать их в недорогие любительские в Canon не спешили до тех пор пока не удалось создать зум компактных размеров. В октябре 1986 года на рынок была "выброшена" компактная пленочная фотокамера Sure Shot Top Twin, имевшая два объектива - 40mm f/2.8 и 70mm f/4.9, переключавшиеся автоматически.

И только в апреле 1988 года на полках фотомагазинов мира появилась первая компактная камера от Canon с зум-объективом. В Японии она называлась Canon Autoboy Zoom, в Америке Canon Sure Shot Zoom, а в Европе Canon Prima Zoom.



Камера имела трансфокатор 35-70mm f/3.5-6.7, имевший 8 линз в 7 группах. Следующий интересный шаг в сторону современных суперзумов Canon сделал в июне 1990 года, когда представил широкой публике футуристическую фотокамеру Canon Photura (она же EPOCA, она же Autoboy Jet)



Кроме дизайна, ставшего привычным через полтора десятка лет, камера была интересна трехкратным зумом 35-105 и возможностью снимать в макро-режиме с расстояния в 55-80 см.. Важнейшим дополнением стала мощная зуммированная вспышка (впервые на компактах) с ведущим числом 12-25.

В марте 1992 года начался выпуск Photura 135. Камера обзавелась более кратным зумом: 38-135, получила 4 режима съемки и режим фиксации фокусного расстояния. Также появилась возможность впечатывания текста в снимок, скорость срабатывания затвора была уменьшена до 0,018 сек, а видоискатель стал поворотным. Теперь появилась снимать (если очень сильно напрячь глаза) в положении "от пуза". Таким образом эта революционная камера стала первой, оснащенной таким привычным нынешним пользователям кэноновских суперзумов поворотным видоискателем.

Октябрь 1994 года. Еще одно важное событие в генезисе суперзумов - появление Canon Super 28V (в Японии Autoboy Luna), компактной камерой с зумом, дававшим полноценный широкий угол на коротком конце: 28-70.

В декабре 1995 года Canon начал выпуск цифровых компактных камер. Первой ласточкой стала Canon CE300 с сенсором CCD размера 1/4" с объективом имевшим ЭФР 55мм и два фиксированных значения диафрагмы - 2,8 и 8,0. Изображения размером 320х240 пикселов записывались на карту формата PC card (PCMCIA Type II), ПО камеры работало под MS DOS

Первой полноценной цифровой "мыльницей" стала камера Canon PowerShot 600, выпущенная в июле 1996 года.



Это была полноценная фотокамера. Матрица CCD имела размер 1/3" и разрешение 570 килопикселов (максимальное разрешение 832 на 608 пикселов). Весьма светосильный объектив был незуммируемый, ЭФР 35мм, F/2.5.. Съемка велась в форматах RAW, TIFF, JPEG, WAVE (аудио-комментарии). Снимки записывались на PC Card. ПО работало под Win3.1, Win95 и Macintosh. Имелся макро-режим (10см), серийная съемка сериями до 15 кадров и возможность впечатывания текста в поле кадра.

Пример фотографии, сделанной с помощью Canon PowerShot 600 в полный размер:



В октябре 1998 года началось производство первой цифровой компактной камеры Canon с встроенным зум-объективом, которая называлась Canon PowerShot A5 Zoom.



Краткие ТТХ A5 Zoom:

mage Sensor (CCD)



Size
1/3"



Method
Complementary color filter/Interline



Number of Pixels
810,000 pixel (total)
Sensitivity Equivalent to ISO 100-400 (ISO 400 for small mode in low light only)
Image Data Storage CompactFlash TM card (Type I)
File Format CIFF (JPEG)/Proprietary Canon format (CCD RAW)
Recorded
Image Size
1024 x 768, 512 x 384
Lens 4-10mm f/2.6-4.0 (35mm film equivalent : 28-70mm)
Shutter Speeds 1/6-1/750 sec.
Focusing Range



Standard
50 cm-infinity



Macro
17-50 cm
Built-in Flash Auto, Forced ON/OFF, Red-eye reduction
White Balance
Control
TTL auto/manual
Viewfinder



Optical
Real-image optical viewfinder



LCD
2" TFT
Recording
Capacities*
using 8MB CF card



Fine
44 shots (1024 x 768)/125 (512 x 384)



Normal
89 shots (1024 x 768)/236 (512 x 384)



Economy
---
Interfaces Serial/CF card slot/Video Out
Compatible
Operating Systems
Windows® 95/98, Windows®NT4.0, Macintosh
Power Supply 2CR5 lithium battery, Dedicated Nickel-hydride Battery (optional), Dedicated AC adapter (optional)
Dimensions
(W x H x D)
103 x 68 x 37.3 mm
Weight (body only) Approx. 260 g
Accessories 8MB CF, lithium batteries (2CR5), video cable, wrist strap, PC connection kit, application software

И вот на этой камере ПРЕДЫСТОРИЯ кэноновских суперзумов заканчивается, потому что всего через через месяц, в ноябре 1998 года началось производство по настоящему революционной для Canon цифровой фотокамеры PowerPro Shot 70, ставшей основополжницей всех суперзумов (они же Bridge Cameras, они же DSLR-Like Cameras) этой великой фирмы.

Вернемся на секунду в мир пленочной техники. Canon разрабатывала и выпускала на рынок новые пленочные камеры до апреля 2005 года. Последней стала простенькая автофокусная мыльница Prima Zoom 90u II Date. За полгода до того, в сентябре 2004 года была выпущена компактная камера Prima Super 180, имевшая самую большую кратность телезума среди всех выпущенных Canon "мыльниц" - 4.7x. Но за все приходилось платить. Объектив был очень темный: 38-180mm/f/5.6-12.9. С темнотой предлагалось справляться с помощью высокочувствительных пленок и мощной зуммируемой встроенной вспышкой, имевшей ведущее число аж 28 ед., что, если я не ошибаюсь, было рекордом для встроенных вспышек по крайней мере на то время. Зеркальный камеры, например, имели встроенную вспышку с ВЧ 12-16 ед..



Производство пленочных компактных мыльниц и любительских зеркальных фотоаппаратов продолжалось до осени 2010 года, последнюю пленочную камеру, профессиональную зеркалку Canon EOS 1v компания сняла с производства осенью прошлого года.



Tags: фототехника
Subscribe

Posts from This Journal “фототехника” Tag

  • Что за фотокамера ?

    Фрагмент фотографии " 13 июня 1961 года, Калуга, Юрий Алексеевич Гагарин закладывает первый камень в основание будущего Музея…

  • Про объективы Minolta

    С 2010 года, когда купил цифровую зеркалку (Canon EOS 500d) постепенно перестал снимать своей зеркалкой пленочной Minolta Dynax 60, купленной в…

  • Книгообмен

    1940 год. "Чикаго". Эдвин Шутан, владелец крупного магазина фототоваров в одном из универмагов города, решает увеличить посещаемость…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments