sedov_05

Single Notas

"Знаете почему мне нравится эта работа ? ... Бодрит !" ("Тень").


sedov_05 sedov_05
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
"Вавилон Берлин": на чем Рат летал в Липецк ?
На днях начался второй сезон германского телесериала "Вавилон Берлин", по моему скромному мнению, самого качественного телесериала 2017 года. Напомню, что первый сезон закончился тем, что полиция Берлина сталкнулась с заговором германских военных и промышленников, целью которого является воссоздание военной мощи Райха. Второй же сезон целиком посвящен противостоянию немецких националистов, действующих в плотном контакте с РККА и советскими спецслужбами и сил в германских силовых структурах, считающих, что Германия должна придерживаться нейтрального статуса и Версальских соглашений. С точки зрения послезнания, последние, конечно, были правы, но в 1929 (время, когда разворачивается действие сериала) все было совсем неочевидно.

Далее - спойлеры, но немного !

По ходу сюжета сериала в руки политической полиции попадают данные по учебному центру в Липецке, где РККА готовит будущие кадры гитлеровских Люфтваффе, однако вышестоящие инстанции считают, что брать за горло реваншистов, опираясь только на слова информатора крайне неосмотрительно, и требуют железобетонных доказательств. Вот этот момент мне показался чисто ненаучной фантастикой. Да, "Черный Рейхсвер" действительно был до определенной степени законспирированной организацией, но просто Рейхсвер то нет ! Тогда как получилось, что в правительстве никто не знает о существовании объектов в СССР, созданных еще за 5 лет до времени действия сериала ?

В общем, инспектор Рат (собственно, главный герой сериала) предлагает руководителю берлинской политической полиции Бенде (его играет младший сын канцлера Вилли Бранда Маттиас) тупо слетать в Липецк и пощелкать на камеру что там да как.  Не, ну "а чо нам шахидам собираться, только подпоясаться".

Clip2net_171122143203
Кадр из сериала "Вавилон Берлин". Комиссар Бенда провожает Ратта в СССР

Вот с этого места началась фантастика научная. Когда я вчера смотрел сериал, то, естественно, задался вопросом - "А на чем собственно вся эта группа полетела в СССР ?". Важно понять, что автор романов об инспекторе Рате, германский писатель-детективщик Фолькер Кютшер известен своим более или менее точным следованием историческим фактам - грубо говоря, у него "тигры" в 41-м по Украине не ездят. Авторы же сериала, похоже, прониклись этой исторической пунктуальностью и от исторических реалий если и отходят, то не очень далеко. Ляпы в сериале, естественно, есть, о них я отдельно напишу, но в целом сериал получился весьма реалистичным.


Так вот - когда мы видим Рата, фотографа Граффа и летчиков, идущих к самолету, то никаких сомнений в том, что это за самолет нет. Конечно, это Junkers Ju-52. Однако, "пятьдесят второй" полетел только  3 сентября 1930 года в одномоторном варианте и 7 марта 1932 года в трехмоторном, а действия второго сезона "Вавилон Берлин" разворачивается в августе-сентябре 1929. Опорные временные точки: визит премьер-министра Франции Бриана в Берлин с целью заручиться у германского правительства поддержки идеей создании Пан-Европы (будущего Евросоюза). Из Берлина Бриан поехал в Женеву, где и озвучил эту идею на заседении ассамблеи Лиги Наций 5 сентября. Его же визави в Берлине, бывший канцлер Штреземан умрет 3 октября 1929 года от инсульта, а во втором сезоне он еще жив.

Таким образом, это не Ju-52, а нечто, что данный самолет "играет". (в мире есть несколько летающих Ju-52, чье производство закончилось только в конце 1940-х. Всего "тетушек Ю" по всему миру наберется десятка два).

На самом деле, решение этой задачей оказалось очень простым, достаточно было просто просмотреть эпизод с отправкой полицейских с самого начала, буквально с титров. И тогда бы не пришлось писать этот длинный пост. Но мы же не ищем простых путей, правда ? Поэтому я начал с середины, потом перешел к концу и только потом меня осенило посмотреть этот эпизод с самого начала. Для сведения - этот абзац написан уже после того, как был написан весь пост. :)

Варианта два: G24 и G31 - трехмоторные предшественники "Тетушки Ю". Первый из них полетел в 1924 и был выпущен в количестве 72 штук в Германии и 43 штук в Швеции (23 из них - в варианте бомбардировщика по заказу ВВС РККА. Затем они служили в СССР под названием Юг-1. Один из них использовался для поисков экспедиции Нобиле), став основной "рабочей лошадкой" Люфтганзы, второй полетел в 1926, обладал заметно большей грузоподъемностью, но будучи заметно дороже, особым спросом не пользовался и был выпущен в количестве всего 13 штук.


Рекламный плакат Lufthanza 1930 года. Вверху Ju G31, внизу Rorbach Ro.VIII Roland I. Он еще всплывет в нашем повествовании.

Визуально G31 отличался от Ju 52 во первых тем, что их двигатели не имели капотов (кольцо Таунсенда появилось только на Ju 52), во вторых - другими формами окон.

G24, представляя собой, де факто, отмасштабированный Junkers F.13 - первый в мире более или менее массовый пассажирский авиалайнер (первый полет - июнь 1919 года, всего построено 322 штуки) в большинстве модификаций вообще имел моторы жидкостного охлаждения, которые с моторами воздушного же охлаждения спутать сложно. Да и внешние формы у него были менее "вагонные", чем у G31 и Ju 52. Также форма окон у него существенно. отличалась.



На счету G24, первый полет которого состоялся 19 сентября 1924 года, множество выдающихся рекордов и перелетов. 1 мая 1926 года именно этими самолетами была открыта первая в истории пассажирской авиации ночная линия Берлин - Кенигсберг. 24 июля того же года два самолета этой марки всего с 10 посадками преодолели 20 000 километров и долетели из Берлина до Пекина. 1 апреля 1927 года G24 с полезной нагрузкой в 2 тонны пролетел свыше 1013 километров, установив тем самым мировой рекорд, а спустя три дня с тонной груза на борту 2 026 километров. Существовала и военная версия - К30, разработанная в 1926 году. Серийно ее производство было налажено в Швеции, где было выпущено 23 экземпляра. Она также испытывалась и в СССР, где получила неофициальное наименование ТБ-2 (официально так назывался тяжелый бомбардировщик-полутораплан конструкции Поликарпова, первый полет которого состоялся только в 1930 году).

А вот с G31 все и проще и сложнее. Самолет изначально разрабатывался как пассажирский авиалайнер нового (по тем меркам поколения). Он сразу разрабатывался как трехмоторный самолет, был заметно крупнее, брал на борт не 11 пассажиров, как G24, а 15 плюс стюардессу (впервые в Люфтганзе) и, что важно, для нашей истории - имел на борту туалет. В сериале же штурман предлагает Рату и фотографу Графу некие металлические приспособления, напоминающие больничные утки. Зачем, если в самолете есть туалет нужны такие штуки ? Кроме того, когда полицейские оказываются в самолете, пилоты им говорят, что тут скромная обстановка, так как это не пассажирский авиалайнер, а транспортный. G31 в качестве транспортных использовались, но на закате карьеры, в середине 1930-х, тогда как у G24 вообще транспортного варианта не было !

Junkers_G-38_D-2500
Junkers G38 во всей своей красе

Далее, некоторый резонанс вызывает упоминание о том, что это, дескать, новинка, только только взлетел и готовился к тестовому полету из Гамбурга в Лиссабон, но потерпел аварию. И вот на этом месте становится совсес странно. Никаких новинок у Юнкерса в 1929 не было. В 1930, как сказано выше, полетел Ju 52, но в 1929 полетели истребитель А38, разработанный для китайского правительства, а 6 ноября совершит первый полет самый большой пассажирский авиалайнер в мире - четырехмоторный G38. Однако, испытания его продлясят почти два года и только 1 июля в еще "недоделанном" виде он выйдет на регулярную линию Берлин - Лондон. Сначала он будет брать на борт только 13 пассажиров, но после оборудования двухэтажной пассажирской кабины, вместимость достигнет 30 человек. Вскоре будет построен второй экземпляр самолета, у которого в двухэтажной кабине будут распологаться 22 пассажира, а еще 12 в салонах, оборудованных в очень толстом крыле.

Ладно, оставим G38 на секунду в покое и вспомним, что еще говорил пилот Штольц Рату и Графу. А говорил он следующее - "Надо тут немного пошаманить и мы сделаем из него хороший бомбардировщик". Но G24 (а пока именно он представляется наиболее вероятным претендентом на роль "героя" телесериала уже имел военную модификацию и в 1929 году никакого смысла шаманить уже не было - бомбардировщики К30 уже вовсю выпускались на шведском заводе A.B. Flygindustri и шли прямиком в Москву, где на заводе Юнкерса в Филях на них ставилось вооружение. Несколько самолетов этой марки также было продано в Чили, где они много лет служили в местных ВВС. Так что, можно предположить, что в сериале имеет место определенный анахронизм и под Ju 52 подразумевается именно Ju 52, который изначально разрабатывался с возможностью быть использованным в качестве транспортника-бомбардировщика.

0249-04-2-9
Устройство Ju 52
Обратите внимание на наличие туалета

То есть, все таки автор книги допустил голимый анахронизм и Ратт в 1929 полетел на разведку в СССР на Ju 52 ? Ну реально, кто будет через 90 лет после описываемых событий особо копаться в нюансах ? Германская авиация в те годы шагала семимильными шагами, какая разница какая собственно марка будет у самолета ? Может это собирательный образ немецких авиалайнеров 1920х - начала 1930х годов ? Ну а что, в России есть собирательные образы провинциальных городов - Энски, Волжски и тп.., а тут всего лишь самолет. Хм... с начала я тоже так подумал. Но не будем спешить.

Ключевой момент истории - маршрут. Самолет стартует в Берлине, долетает до Липецка и возвращается в Берлин, пролетев, как минимум, 3500 километров. Фигня, чо. Зададимся простым вопросом - а были ли у Германии в то время вообще самолеты, способные совершать такие дальние беспосадочные перелеты ? И вот тут снова всплывает будущий G38. Во первых, его перегонная дальность составляля 3 460 км. Во вторых, его первый полет состоялся 6 ноября 1929 года. Всего за 2 месяца до времени действия сериала. 3 460 это почти 3 500. Вполне достижимая цель.

А вот для таких самолетов как G24 или G31 нет. Нетрудно подсчитать, что даже если забить эти самолеты бочками с бензином, то их дальность будет не более 3000 километров. А в сериале показан абсолютно пустой фюзеляж. Максимум на чем сэкономили организаторы полета - убрали радиста. В реале он сидел в пассажирском салоне.

Вполне можно предлоположить криптоисторический сценарий. Бенда звонит в "Юнкерс" и просит предоставить нечто, что смогло бы гарантированно долететь до указанной цели и вернуться назад, а ему отвечают, что дескать есть "у нас один могильничек" и предлагают G38. По фильму полет в Липецк - это едва ли не первый его дальний полет. Нет ли тут "отражений" в реальной истории ? Есть ! Лицо, встрачающее на аэродроме Рата, Бенду и Графа, говорит, что самолет готовили к перелету из Гамбурга в Лиссабон (я уже об этом говорил. Гамбург, кстати, скоро снова всплывет и самым неожиданным образом), но потерпел аварию. Так вот, в 1936 во время испытательно полета после прохождения техобслуживания на фабрике "Юнкерса" в Дессау первый из двух построенных G38 разобъется, но пилот Ханс Циммерманн уцелеет. Также, если представить, что речь все таки идет о G38, то сразу становится понятен смысл фразы Штольца о "подшаманить". Дело в том, что на базе самолета-гиганта, по заказу Японского правительства, "Юнкерс" разработал четырехмоторный бомбардировщик Ki-20, построенный в 1932 году в Японии в количестве шести экземпляров.

Итак, реальный Ju 52 (или его макет) в сериале играет реального гиганта Junkers G38 ? А как же механики, радист и тп.. ? Да ладно, (повторюсь) кто будет разбираться то ?

И вот тут меня, можно сказать, осенило. Смотрите, "Юнкерс" на протяжении многих лет вовлечен в сотрудничество с ВВС РККА. Мало того, они для него (а еще для "Хейнкеля" и "Дорнье") - важнейшие заказчики. Скандал с базой в Липецке резко ударит по карману как владельцев компании, так и простых рабочих. Какой интерес фирме из Дессау так сотрудничать с полицией и, даже, рисковать жизнями своих лучших пилотов-испытателей ? Обратись ко мне с подобным запросом полицейские, я бы конечно пошел им на встречу, но приказал бы пилотам сесть в Липецке, ликвидировать полицейских, а затем официально сообщить о том, что самолет исчез. Пилотам же выписать премии и отправить с поддельными документами к черту на кулички. К тому же Фоккеру в Америку. Но нет, пилоты рискуют своими жизнями и помогают Рату и Графу выполнить смертельно опасное задание.

А потом я таки промотал эпизод к самому начала и я обратил внимание на человека, собственно встречавшего Бенду, Рата и Графа в аэропорту. О чем он собственно говорит ? Не обращайте внимание на Гамбург и Лиссабон. Это ловушка сознания. Он говорит о том, что это НОВЫЙ самолет. И он не в Дессау, а в Берлине. Завод "Юнкерса" был в Дессау (недалеко от Лейпцига). Там и проводились испытания новинок. Но действие проходит в Берлине на аэродроме Берлин-Штаакен (он работал в 1916-42). Штаакен... Хм.. Но ведь так назывались самолеты гиганты, разработанные Адольфом Рорбахом в самом конце Первой Мировой войны и в первые послевоенные  годы. Рорбах ?

Промотайте пост наверх, до рекламного проспекта "Люфтганзы". Да, вверху картинки G31, но кто там ниже ? Rorbach VIII Roland. Что мы знаем об этом самолете ? Разработан в компании Rorbach Rohrbach Metallflugzeugbau, штаб-квартира которой в то время располагалась прямо в Берлине, в 1926 году. Компанию эту создал упоминавшийся выше Адольф Рорбах. Самолет этот был весьма интересным, хотя и не пользовался большим коммерческим успехом. Он имел примерно такие же размеры, что и G24, но брал на борт меньше пассажиров - только 10 (у G24, напомню - 14). Однако у него было одно неоспоримое достоинство - он был рассчитан на более длительные полеты, имея дальность в 1500 километров. Выше уже упоминались рекорды полеты с грузом на расстояния, установленные G24 в апреле 1927 года. Так вот - в июле того же года они были побиты Роландом, который пролетел с грузом в 2 тонны расстояние в 1750 километров (напомню, G24 c таким же грузом пролетал только 1013).

И вот тут начинается самое интересное - в 1929 году компания Rorbach выпустила улучшенный вариант авиалайнера - Roland II, имевшим чуть более длинный фюзеляж, НО главное - закрытую кабину пилотов. Испытания Roland II велись как раз летом-осенью того года. И если представить, что Рат и Граф летят на "новинке", то все сходится. И это еще не всё ! На следующий год один экземпляр Роланда II купили Люфтваффе и отправили его в ..... Липецк, где "подшаманили" и превратили его в учебный бомбардировщик. Кстати, Роланды были крайне надежными самолетами. Ни один из выпущенных компанией 18 самолетов не попал за время эксплуатации в серьезную аварию и все были в итоге просто утилизированы.

Ну и последняя вишенка на торте - аэродром Berlin- Shtaaken с 1925 года использовался как раз в качестве испытательного центра Рорбаха.

Итак, в сериале Ju 52 играет не какую либо другую модель "Юнкерса", а самолет совсем другой марки - Rorbach VIII Roland II, который реально испытывался на берлинском аэродроме Штаакен в 1929 году, из этого самолета на самом деле потом сделали бомбардировщик и этот самолет, "если немного подшаманить" на самом деле мог бы долететь из Берлина до Липецка и вернуться назад.

Остался вопрос - кто таки встречал Бенду, Рата и Графа на поле ? Ну это просто. Это 31-летний Курт Танк, который как раз в то время был руководителем Аэродинамического отдела и испытаний авиатехники Rorbach и, собственно, занимался испытаниями самолетов компании Rorbach. Он перейдет в Bayrische Flugzeugwerke в январе 1930 года, проработает там менее двух лет и окажется в "Фокке-Вульфе". Но это уже совсем другая история.

158747118
Ханс Баур - будущий личный пилот Адольфа Гитлера.
Сзади его Rorbach VIII Roland (первой модификации). Снимок сделан 31 декабря 1927 года

Чуть не забыл - именно Роланд II был выбран Адольфом Гитлером в качестве своего личного самолета, который он потом использовал во время свой предвыборной компании 1932 года, а его личный пилот Ханс Баур спустя 7 лет привезет Фон Риббентропа на переговоры в Москву. Баур останется с Гитлером до самого конца, 2 мая будет захвачен советскими войсками, 5 лет без суда проведет в Бутырке, затем будет приговорен к 25 годам каторжных работ (интересно, за что ?), но спустя еще 5 лет его передадут канцлеру Аденауэру (пленку с "бдсм-штудиями" которого в первом сезоне "Вавилон-Берлин" ищет Рат). Баур скончается в 1993 году на 96-м году жизни.

p.s. Да, конечно, Ju 52 не очень то и похож на Roland II, но это все же лучше, чем рассуждения об анахронизмах или о "собирательном образе германских авиалайнеров 1920-х".

Разместить за 50 жетонов
Промо-блок свободен! Разместите тут свою запись

То есть политическая полиция окольными путями узнает про школу в Липецке, по которой были вполне себе официальные договоренности с Рейхсвером (не черным)? И еще будущие асы Люфтваффе туда же приплетены, чтобы СССР лишний раз пнуть? Н-да, похоже, пошла откровенная клюква. Впрочем, девушка из трущоб, ночью работающая проституткой, а утром не спамши - детективом, уже о многом говорила. И идея сериала с раскруткой Веймара вполне понятна. Отсюда и 1929 - худо-бедно высшая точка Веймарской республики.


-- То есть политическая полиция окольными путями узнает про школу в Липецке, по которой были вполне себе официальные договоренности с Рейхсвером

Полагаю, в сериале все же допущены серьезные анахронизмы. Да, так и было. До 1924 Рейхсвер был государством в государстве, Фон Сект де-факто ни перед кем не отчитывался. Ну вроде как у нас РЖД сейчас. В 1925 был скандал, Маркс начал как то наводить порядок в военном ведомстве. Понятно, что для 1929 данная ситуация труднопредставима. И еще момент - немецкие летчики, отправляясь в Липецк, формально, увольнялись из Рейхсвера. Вы в курсе ?

-- И еще будущие асы Люфтваффе туда же приплетены, чтобы СССР лишний раз пнуть
А причем тут СССР и почему "пнуть" ? На самом деле, в сотрудничестве с Германией (Веймарской Германией) ничего плохого не было. Кстати, "асы" это на самом деле для красного словца. :)

== Впрочем, девушка из трущоб, ночью работающая проституткой, а утром не спамши - детективом, уже о многом говорила.

Как раз эта фишка - явно не клюква.

== Отсюда и 1929 - худо-бедно высшая точка Веймарской

Ну да. На следующий год начнется депрессия, а на очередных парламентских выборах нацисты станут одной из влиятельнейших партий Райха. В 1929 они еще так, далеко не отшибе.



Edited at 2017-11-23 11:27 (UTC)

Тоже смотрите ?

Спасибо за великолепную работу!


пожалуйста :)

Заинтересовали, добавил сериал в список на просмотр

?

Log in

No account? Create an account