sedov_05 (sedov_05) wrote,
sedov_05
sedov_05

"Техника Молодежи" про хитрых капиталистов

Clip2net_171204123144
"Техника Молодежи", 1938 год, №1.

Данная статья - ярчайший пример передергиваний и манипуляций тогдашней советской печати. Чтобы доказать этот тезис расскажу историю первых лет эксплуатации вот этого (вы, конечно, его узнали ?) самолета.


Lockheed Model 14 Super Electra, впервые взлетевший 29 июля 1937 года в калифорнийском Бербанке, был третьим пассажирским авиалайнером второго поколения, созданным компанией  "Локхид". В отличии от Model 12 Junior, бывшей уменьшенной версией первого из скоростных двухмоторных пассажирских лайнеров компании - Model 10 Electra, Model 14 был копией увеличенной, результатом чего стало увеличение числа пассажиров с 10 до 14. Дальность с полной загрузкой выросла в 2 раз - с 600+ километров до 1370, а перегонная до 3 150 (таким образом, мы видим, что авторы статьи в "ТМ" ошиблись, назвав дальность перегонной "радиусом полета") , а скорость на четверть - с 325 км/ч до 402 км/ч.

md14-10
Lockheed Model 14 Super Electra голландской авиакомпании KLM.

Супер Электра была отличным самолетом, однако появилась слишком поздно. Ее ниша в авиаперевозках внутри страны была занята самолетами Douglas DC-2, а сверхпопулярным Douglas DC-3 новинка заметно уступала по пассажировместимости, существенно, правда, превосходя по дальности и скорости. В результате, в США было выпущено всего 114 самолетов, большинство из которых были экспортированы в Великобританию, Канаду, Францию, Нидерланды, Польшу, Австралию, а также, после начала войны, несколько штук попало в СССР. Супер Электры занимали очень важную, но не очень востребованную в США нишу пассажирских авиаперевозок - дальнемагистральные линии с низкой загруженностью (в наше время подобную нишу занимает авиалайнер Airbus A318, который летает далеко, быстро, но пассажиров берет на борт не очень много). Зато такие самолеты были крайне востребованы в странах с обширными территориями или имеющими далекие колониальные владения. В случае Японии (а она, безусловно, относилась к таким странам) все кончилось тем, что два тамошних авиаконцерна - Tachikawa и Kawasaki купили независимо друг от друга лицензии на производство Super Electra и до конца войны произели их в сумме 240 штук.

В 1938 году на "суперэлектрах" было совершено два выдающихся перелета. Про то, как Говард Хьюз за 3 дня 19 часов и 17 минут с 10 по 14 июля промчался по маршруту Нью-Йорк - Париж - Москва - Омск - Якутск - Фербенкс - Миннеанаполис - Нью-Йорк знают, вероятно, все любители истории авиации, но, по мне, куда интереснее был другой перелет, тот что совершил экипаж польской авиакомпании LOT, возглавляемый директором компании Вацлавом Маковским. В период с 13 мая по 5 июня он на свежекупленном самолете сначала долетели с несколькими посадками в Латинской Америке, до бразильского порта Натал, затем оттуда перелетели в Африку и, также, с несколькими остановками добрались до Варшавы. Во время этого перелета, Маковский с четырьмя другими членами экипажа перелетели из Натала в Дакар (Сенегал) за 11 часов 10 минут покрыв расстояние в 3070 километров, впервые в истории сумев пересечь Атлантику на обычном сухопутном пассажирском самолете без дополнительных бензобаков или каких либо других модификаций. До полета Маковского американские пассажирские лайнеры перевозили на другие континенты транспортами.

MunichAgreement
Чемберлен на фоне "Локхида", 30 сентября 1938 года, лондонский аэропорт Хестон

В историю мировой политики Супер Электра вошла 30 сентября 1938, когда стала невольной декорацией для выступления только что вернувшегося из Мюнхена (на ней) британского премьер-министра Невилла Чемберлена, во время которого тот произнес свои печально знаменитые слова о "мире для нашего времени".

Так вот, вскоре после начала продаж, выяснилось, что самолет, несмотря на свои весьма впечатляющие эксплуатационные характеристики, спросом не пользуется (на самом деле - не он один такой был. В Европе в конце 30-х было создано множество конкурентов DC-3, но большинство из них - в единственном экземпляре. Вспомним знаменитый PZL-44 Вихрь, от которого LOT, кстати, отказался в пользу как раз Model 14). и было принято решение переоборудовать его в бомбардировщик. Авторы статьи в "ТМ" откровенно лукавили, говоря, что на Западе делают пассажирские авиалайнеры с обязательной перспективой его использования в качестве бомбардировщика. Да,так случалось чаще (в Германии всегда :)), но картина была не такой простой как кажется. Зачастую при создании бомбардировщиков использовались элементы гражданских лайнеров (DC-3 и B-23, например), но бывало и наоборот (Boeing 307 создавался на основе B-17, а не наоборот). В случае же с "Локхидом" ни о каких военных перспективах "Суперэлектры" речь, по видимому не шла. Если только в качестве военного транспорта. Кстати, только три "суперэлектры" американской постройки (и все японские) во время надвигавшейся Второй Мировой войны использовались в такой роли (их обозначение было C-111). Кстати, в СССР все было с точностью до наоборот. У нас длительное сначала делали бомбардировщики, а потом как то, чеша правой ногой за левым ухом, на их базе пытались разрабатывать пассажирские лайнеры. Получалось в большинстве случаев, не очень.

Но с "Суперэлектрой" получилось еще интереснее ! Когда первые "локхиды" начали эксплуатироваться в октябре 1938 года американскими авиакомпаниями North West Airlines (в 2010 поглощена Delta) и Continental Airlines (поглощена American в 2012 году), "Локхид" развернул широкомасштабную рекламную компанию, продвигая не только пассажирскую версию самолета, но и его возможность конвертации в бомбардировщик. Дело было в ноябре-декабре 1937 года.  Иллюстрации из этого рекламного буклета ушлые авторы "Техники Молодежи" и выложили в блог на страницы своего журнала в качестве доказательства аггресивности мирового империализма.

lockheed_lg
Lockheed Hudson

Вскоре после начала рекламной компании, перспективным бомбардировщиком заинтересовались британцы, которым срочно требовались патрульные бомбардировщики, а Avro Anson, массовое производство которых только разворачивалось, не обладали достаточной дальностью и грузоподъемностью. Так вот, ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО, началась разработка бомбардировщика на основе Super Electra. Первый Hudson полетел 10 декабря 1938 года. До 1943 года было выпущено 2941 экземпляр этого боевого самолета. "Хадсонами" были оснащены 39 эскадрилий RAF, а также 27 экскадрилей ВВС британских доминионов - Канады, Австралии, Новой Зеландии и Южно-Африканского Союза. Также он использовался ВВС Свободной Франции, Нидерландов и Бразилии. Немного самолетов этой марки служили и на Родине, в США. Но это уже совсем другая история.
Tags: авиация, история, техника молодежи
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments