?

Log in

No account? Create an account

sedov_05


Single Notas

"Знаете почему мне нравится эта работа ? ... Бодрит !" ("Тень").


Previous Entry Share Next Entry
"Техника Молодежи" про хитрых капиталистов
sedov_05
Clip2net_171204123144
"Техника Молодежи", 1938 год, №1.

Данная статья - ярчайший пример передергиваний и манипуляций тогдашней советской печати. Чтобы доказать этот тезис расскажу историю первых лет эксплуатации вот этого (вы, конечно, его узнали ?) самолета.


Lockheed Model 14 Super Electra, впервые взлетевший 29 июля 1937 года в калифорнийском Бербанке, был третьим пассажирским авиалайнером второго поколения, созданным компанией  "Локхид". В отличии от Model 12 Junior, бывшей уменьшенной версией первого из скоростных двухмоторных пассажирских лайнеров компании - Model 10 Electra, Model 14 был копией увеличенной, результатом чего стало увеличение числа пассажиров с 10 до 14. Дальность с полной загрузкой выросла в 2 раз - с 600+ километров до 1370, а перегонная до 3 150 (таким образом, мы видим, что авторы статьи в "ТМ" ошиблись, назвав дальность перегонной "радиусом полета") , а скорость на четверть - с 325 км/ч до 402 км/ч.

md14-10
Lockheed Model 14 Super Electra голландской авиакомпании KLM.

Супер Электра была отличным самолетом, однако появилась слишком поздно. Ее ниша в авиаперевозках внутри страны была занята самолетами Douglas DC-2, а сверхпопулярным Douglas DC-3 новинка заметно уступала по пассажировместимости, существенно, правда, превосходя по дальности и скорости. В результате, в США было выпущено всего 114 самолетов, большинство из которых были экспортированы в Великобританию, Канаду, Францию, Нидерланды, Польшу, Австралию, а также, после начала войны, несколько штук попало в СССР. Супер Электры занимали очень важную, но не очень востребованную в США нишу пассажирских авиаперевозок - дальнемагистральные линии с низкой загруженностью (в наше время подобную нишу занимает авиалайнер Airbus A318, который летает далеко, быстро, но пассажиров берет на борт не очень много). Зато такие самолеты были крайне востребованы в странах с обширными территориями или имеющими далекие колониальные владения. В случае Японии (а она, безусловно, относилась к таким странам) все кончилось тем, что два тамошних авиаконцерна - Tachikawa и Kawasaki купили независимо друг от друга лицензии на производство Super Electra и до конца войны произели их в сумме 240 штук.

В 1938 году на "суперэлектрах" было совершено два выдающихся перелета. Про то, как Говард Хьюз за 3 дня 19 часов и 17 минут с 10 по 14 июля промчался по маршруту Нью-Йорк - Париж - Москва - Омск - Якутск - Фербенкс - Миннеанаполис - Нью-Йорк знают, вероятно, все любители истории авиации, но, по мне, куда интереснее был другой перелет, тот что совершил экипаж польской авиакомпании LOT, возглавляемый директором компании Вацлавом Маковским. В период с 13 мая по 5 июня он на свежекупленном самолете сначала долетели с несколькими посадками в Латинской Америке, до бразильского порта Натал, затем оттуда перелетели в Африку и, также, с несколькими остановками добрались до Варшавы. Во время этого перелета, Маковский с четырьмя другими членами экипажа перелетели из Натала в Дакар (Сенегал) за 11 часов 10 минут покрыв расстояние в 3070 километров, впервые в истории сумев пересечь Атлантику на обычном сухопутном пассажирском самолете без дополнительных бензобаков или каких либо других модификаций. До полета Маковского американские пассажирские лайнеры перевозили на другие континенты транспортами.

MunichAgreement
Чемберлен на фоне "Локхида", 30 сентября 1938 года, лондонский аэропорт Хестон

В историю мировой политики Супер Электра вошла 30 сентября 1938, когда стала невольной декорацией для выступления только что вернувшегося из Мюнхена (на ней) британского премьер-министра Невилла Чемберлена, во время которого тот произнес свои печально знаменитые слова о "мире для нашего времени".

Так вот, вскоре после начала продаж, выяснилось, что самолет, несмотря на свои весьма впечатляющие эксплуатационные характеристики, спросом не пользуется (на самом деле - не он один такой был. В Европе в конце 30-х было создано множество конкурентов DC-3, но большинство из них - в единственном экземпляре. Вспомним знаменитый PZL-44 Вихрь, от которого LOT, кстати, отказался в пользу как раз Model 14). и было принято решение переоборудовать его в бомбардировщик. Авторы статьи в "ТМ" откровенно лукавили, говоря, что на Западе делают пассажирские авиалайнеры с обязательной перспективой его использования в качестве бомбардировщика. Да,так случалось чаще (в Германии всегда :)), но картина была не такой простой как кажется. Зачастую при создании бомбардировщиков использовались элементы гражданских лайнеров (DC-3 и B-23, например), но бывало и наоборот (Boeing 307 создавался на основе B-17, а не наоборот). В случае же с "Локхидом" ни о каких военных перспективах "Суперэлектры" речь, по видимому не шла. Если только в качестве военного транспорта. Кстати, только три "суперэлектры" американской постройки (и все японские) во время надвигавшейся Второй Мировой войны использовались в такой роли (их обозначение было C-111). Кстати, в СССР все было с точностью до наоборот. У нас длительное сначала делали бомбардировщики, а потом как то, чеша правой ногой за левым ухом, на их базе пытались разрабатывать пассажирские лайнеры. Получалось в большинстве случаев, не очень.

Но с "Суперэлектрой" получилось еще интереснее ! Когда первые "локхиды" начали эксплуатироваться в октябре 1938 года американскими авиакомпаниями North West Airlines (в 2010 поглощена Delta) и Continental Airlines (поглощена American в 2012 году), "Локхид" развернул широкомасштабную рекламную компанию, продвигая не только пассажирскую версию самолета, но и его возможность конвертации в бомбардировщик. Дело было в ноябре-декабре 1937 года.  Иллюстрации из этого рекламного буклета ушлые авторы "Техники Молодежи" и выложили в блог на страницы своего журнала в качестве доказательства аггресивности мирового империализма.

lockheed_lg
Lockheed Hudson

Вскоре после начала рекламной компании, перспективным бомбардировщиком заинтересовались британцы, которым срочно требовались патрульные бомбардировщики, а Avro Anson, массовое производство которых только разворачивалось, не обладали достаточной дальностью и грузоподъемностью. Так вот, ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО, началась разработка бомбардировщика на основе Super Electra. Первый Hudson полетел 10 декабря 1938 года. До 1943 года было выпущено 2941 экземпляр этого боевого самолета. "Хадсонами" были оснащены 39 эскадрилий RAF, а также 27 экскадрилей ВВС британских доминионов - Канады, Австралии, Новой Зеландии и Южно-Африканского Союза. Также он использовался ВВС Свободной Франции, Нидерландов и Бразилии. Немного самолетов этой марки служили и на Родине, в США. Но это уже совсем другая история.

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Так и было
И у них и у нас
Ты не знал?

было по разному. Те же англичане сначала выпускали военно-транспортные самолеты изначально заточенные на то, чтобы иногда быть бомберами (Бристоль Бомбей), но затем начали создавать пассажирские лайнеры и те же военно-транспортные самолеты на основе бомберов (Авро Ланкастриан, Авро Йорк, Авро Гастингс)

Разверните тезис: "Получалось не очень".
Если говорить о довоенном периоде, то в СССР вполне работал Калинин в пассажирской нише. Да и Туполев отметился вполне мирными машинами (типа того же АНТ-9). Опыт ТБ-3 "на стероидах" можно сказать и был неудачен (хотя вопрос дискуссионный). ПС-35 заморозили, в связи с тем, что решено было строить валом СБ.
Да и потом, просто купили лицуху на DC.

== "Получалось, В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ, не очень"

Естественно, речь идет об АНТ-35. Думаю, от него отказались не потому, что купили лицензию на DC-3, а лицензию на DC-3 (или на что либо другое) потому что точно поняли, что развивать его просто некуда, а ТТХ его для 1937 и условий СССР уже были недостаточные.


DC-3 был более современной машиной. Да и лишних 400 лошадок сказывались.

//"Локхид" развернул широкомасштабную рекламную компанию, продвигая не только пассажирскую версию самолета, но и его возможность конвертации в бомбардировщик//
То есть в "Технике Молодёжи" написали сущую правду, вот мерзавцы!

P.S. Скажу даже больше. "Спаниэлька" первый, был скоростным лайнером (Ратмир покатал на нём нескольких знакомых из КВВС, и те прониклись).


Edited at 2017-12-04 01:08 pm (UTC)

Они были правы очень частично. Я вот, говоря об американцах или англичанах что то никак не могу вспомнить ни одного срочно переоборудованного в бомбер транспортника.

Бленхейм (Спаниэль). Шибко распиаренный самолёт. "Тётя Ю", которую "Кондор" юзал в роли бобра. Кажись у итальянцев что-то тоже такое было в Испании.
Суть - ТМ писала про те самолёты, что на слуху. Вот и делала выводы...

Да, кстати, Дуглас мутил что-то типа В-18/22 на базе DC-3.

Я всегда думала,  что наши строят по такому же принципу


Нет. Те же англичане строили самолеты то так то эдак, но чаще - то эдак. Можно вспомнить с ходу Авро Ланкастриан и Авро Йорк - пассажирские самолеты, разработанные на основе бомбардировщика Авро Ланкастер

Edited at 2017-12-04 01:53 pm (UTC)

Универсальность - дело правильное. Мало ли что понадобится!)))

всегда во все времена и у всех - все технологии и разработки имели в первую очередь военное применение, а уже во вторую очередь для гражданских целей

в ссср все самолеты проектировались первоначально только под военные цели
и только во вторую очередь, некоторые из них переделывались в гражданские.
так делают во всем мире, все крупные компании.
ведь продажа военным намного выгоднее, чем продажа частным авиаперевозчикам.

  • 1