sedov_05

Single Notas

"Знаете почему мне нравится эта работа ? ... Бодрит !" ("Тень").


sedov_05 sedov_05
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
О классической музыке

Камиль Сен Санс. "Dance Macabre"  (1874)
Через год Луи Гамбетта вылезет в окно Парижской мэрии и провозгласит Французскую Республику - с монархией во Франции будет покончено навсегда. А еще через несколько месяцев он, по официальной версии, случайно выстрелит в себя из револьвера.

Кошмар детства - трансляции концертов симфонической и оперной музыки по радио и во время дневного эфира ТВ. Кто это делал и зачем - совершенно непонятно. Если кто то наверху хотел вызвать жесточайшую идиосинкразию у основных масс населения к данным музыкальным стилям - это им вполне удалось. Если шел концерт по радио, то это обязательно были чудовищные женские арии, абсолютно бездушные и лишенные всяких эмоций (кстати, как потом выяснилось, вот эта бездушность, с упором на технику, манера исполнения и является в России свидетельством мастерства), если по ТВ, то какая то максимально аскетичная сцена и, опять же, лишенная всяких эмоций манера исполнения.

В результате возникла совершенно безумная ситуация, отзвуки которой громко слышны и по сию пору (см. "Дело Гоголь-центра") - такой жанр искусства, как классическая или симфоническая музыка стала прибежищем некоей социальной (и, отчасти, этнической) группы, всеми фибрами души, старавшейся дистанцироваться от основной массы народа. Музыка выхолостилась, ее прослушивание с каждым годом все больше стало напоминать посещение похорон внезапно усопшего дальнего родственника и, как следствие, подпитывало все нараставшее и нараставшее чувство ненависти к окружающему миру и людям его населявшим. Результатом стало сектантство, замешанное на коррупции, когда небольшое число среднего уровня музыкантов безо всяких эмоций выдавали на гора какие то бессмысленные наборы звуков, а музыкальная мафия решала, кого их них допускать до кормушки, а кого нет. Под кормушкой подразумевалось государственное финансирование, так как уже лет 50 стало предельно ясно, что самостоятельно все эти "титаны сцены" окупить себя не могут, ну если только в загранкомандировках, да и то... Кстати, ненависть к окружающему миру особо и не скрывалось. Небезызвестная Вишневская в своих мемуарах в открытую описывает свое чувство презрения по отношению к жителям провинциальной России (см. эпизод с концертом Ростроповича в Горьком) и ничуть этого не стесняется.

Эпизодически, впрочем, кто то из молодых музыкантов, как правило, славянских национальностей, внезапно начинал плескаться и пытаться выбраться из этого море дерьма и, буквально, криком кричал - "Ребята ! Классическая музыка — это круто. Там столько чувств, столько эмоций, столько драйвовых мелодий! Давайте заканчивать носить поношенные лапсердаки, жрать всю эту горькую фигню с еврейской пасхи и начнем нести музыку в народ!". Ну, по крайней мере, один раз сработало - я имею в виду Спивакова и его "Виртуозов Москвы". Однако, стоило на оперной сцене возникнуть реально эмоциональному персонажу по фамилии Образцова, как ее начали травить все "сторонники традиционных ценностей" вплоть до работников КГБ.

И ведь все это происходило на фоне эпизодически всплывающих осколков информации об отношению к этому виду музыки за границей - про истерики зрителей представлений итальянских опер в Милане, про энтузиазм посетителей Вагнеровского фестиваля, про новогодние концерты в Альберт-Холле и Венской Опере, про полные стадионы на концертах ведущих мировых теноров (и до "Трех" было подобное). И все это реально вызывало и вызывает реальный разрыв шаблона - что, мы, русские хуже? Не такие культурные, не такие цивилизованные? Или дело в чем-то другом? В другом, в другом. Просто у нас это искусство отняли, а потом забыли отдать. В 19-м - начале 20-го века в России работало множество прекрасных (по самому что ни на есть "гамбургскому счету") композиторов, создавших высочайшего уровня образчики мелодизма в симфонической музыке. А потом Партии понадобилась попса. И понеслись всяко разно Дунаевские и тому подобная херня. Слава Богу, стилистика "народных хоров им. Пятницкого" на каком-то этапе таки и сдохла. Ибо это был еще больший адЪ.

Помимо сектантства, трудность в восприятии симфонической музыки в нашей стране была обусловлена еще и банальным незнанием контекста. Ведь что такое симфоническая музыка? Это же не как Марк Нопфлер "Братья по оружию" сочинял. "Бла, бла, бла, мне было 37, я лежал на диване и смотрел как жена пылесосит ковры. Тут меня аж подбросило, я позвонил ребятам, и мы уже через полчаса, собравшись в студии, начали записывать новые песни".  Тут нужен определенный культурологический базис. Это, кстати, понимали те же русские композиторы царской эпохи. А потом появились Эдисоны Денисовы и Альберты Шнитке и начали лабать авангард. Хм... чуть про Свиридова не забыл. Декадентство, конечно, но хоть душа в его произведениях была, хотя и поломанная, а не эта фигня, что у вышеупомянутых персонажей. Так вот, о базисе. Когда Вагнер писал свои шедевры, он опирался на богатую германскую мифологию и не менее богатую историю. Наши "царские" композиторы тоже знали откуда вдохновение черпать. Но вот только вопрос - а знали ли наши советские слушатели о том, откуда ноги растут (ну кроме как у "Снегурочки" и "Жизнь за Царя")? Вот вот-Вот и я думаю, что в принципе не знали, а большинство и знать не хотело.

А потом Стив Чен, Джавед Карим и Чад Хёрли придумали Youtube, а Джимми Уэйлс и Ларри Сингер Википедию и все как то внезапно поменялось.

Знаете, что я сейчас слушаю ? Сборник Адажио Малера в исполнении оркестра под управлением Караяна. Ребята, реально крутая вещь. Хотя, остаюсь при своем мнении, что круче сюиты к "Тангейзеру", если говорить о крупных формах и "Однажды в Париже" Эрика Саде - в малых, пока ничего не слышал. Возраст? Хм... Я на 26 лет моложе Микка Джаггера, если чО и Бон Джови - велик. И тем не менее.

Кстати, симфоническую и оперную музыку по радио почти перестали передавать. Вероятно, клиентура частью "ушла по радуге", а частью на Родину Предков. А Нетребко настолько секси, что ее надо смотреть, а не слушать. Кстати, оперы до сих пор терпеть не могу. Как и балеты.

Давно не писал таких длинных постов от души. Поэтому благодарен тем, кто дочитал.


Разместить за 50 жетонов
Промо-блок свободен! Разместите тут свою запись

Майя Филипиц- Stories from Emona...

Edited at 2017-12-18 13:34 (UTC)

я бы сказал, что это качественный рок, но не симфоническая музыка.

Все же этот автор образец современной классической симфонической музыки...

странно. Ну примем к сведению.

Под классическую надо покурать отдельные усилитель и АС. Мои не совсем справляются. Они для хард рока.
А так было бы странно, по радио чтобы классику крутили. Я к примеру от радиоточки отписался лет 10 назад. А многие и не используют эту советскую лапшу/линию для радио, хотя каждый месяц платят до сих пор абонентскую плату.
В Фм есть радио "орфей". Куда уж больше, включай и круглые сутки слушаешь.
Хе, что до вкуса граждан, то советская попса во многом была плагиатом с западных образцов, главным образом с европеймких, французскиз, итальянских итд. Это не самый плохой вариант. Параллельно с насаждением музыкальной уголовщины через шансоны, блатняки и всяких прочих высоцких, фарца и мажоры занесли вирус англосаксонского дерьма. Причём британского пошиба. В британии отродясь не было никакой музыкальной культуры. Немцы над ними по этому поводу издевались весь 19-й век и до второй мировой. Тьфу, здесь поклонников классического английского рока, на мой скромный взгляд, надо остреливать.

ну да, про то, что у англичан не было композиторов чуть ли не до 20-го века это дело известное. Они даже американцам уступали в этом. Возможно, им просто не до музыки было.

До распр. грамзаписи и радио по-моему выносили любую музыку т. к. раз уж пришли на концерт, вживую оркестр играет -- че б не остаться и послушать, а то когда там еще сможешь послушать музыкантов.

У меня все выше сказанное ассоциируется с классическим русско-советским балетом. Так же сумели превратить в скуку и беспонтовость. Сама механика движений совершенно противоестественная, как будто в экзоскелете выступают. Грузинское судорожное сучение ногами и всякое фламенко в сто раз лучше и естественнее. Хотя тот же "ривердэнс" это тупейший ад.

Вот, кстати, согласен. Помните была циклическая телепередача, "Песни и танцы народов мира". даже мне школьнику была реально интересна.

Ох, верно-то как. Особенно в отношении советского подхода к "вечной, товарищи, нашей классике" - в стиле суровых теток в синем и сером, с пучками, поджатыми губами и белыми воротничками. Несущих свет культуры рабочим и крестьянам, ага.
По поводу авангарда, кстати, не совсем согласен. И у Деснисова и, особенно, у Шнитке (и даже у Губайдуллиной) есть свои яркие работы и интересные находки. При том, что сам музкласссический авангард, особенно, в хронической форме Булезов всяких и Стинкеров: антимелодизма, супер-полифонии и полной звуковой шизофрении вызывает у меня нервную икоту, слюноотделение и стремление убежать,спастись, спрятаться...
Но, кто-то их любит...за что-то...
Даже слушают. Я сам знаю парочку таких железных людей.
А Свиридов, хоть и "время- вперед" - был яростный русский националист, ксенофоб и знатный жидомор. Почитайте его дневники и записки, сейчас часть опубликованы. Там маэстро всерьез шипит на еврейское засилье в Московской консерватории середины 50-х (это где Тихон Хренников был золотой выпускник и висел на доске славы) и кручинится о том, что малые народы убили русскую душу наглыми попытками внедрить всеобщую грамотность и среднее образование.
Не надо нам это. Нам надо Россию любить и Богу молится, во.
А опера....ну,это ж не Большой и толстый с колоннами, не Станиславского с Немировичем и не Оперный театр Йошкар-Олы. С вечными лебедями и сильфидами.
Смотреть надо в Опера Гарьнье или в Венской. В Турине хороша, в Лионе, Мюнхене и Мадриде.
Особенно, когда не кидаются в мейнстрим с обряжанием ромео, джульетт, гвельфов и гибеллинов, антониев и клеопатр с Ричардами Третьими в джинсы, офицерские плащ-палатки, костюмы с галстухами и бюсгальтеры на меху...

?

Log in

No account? Create an account