sedov_05 (sedov_05) wrote,
sedov_05
sedov_05

Categories:

"Тимур и его команда" как символ очень короткой, но яркой эпохи

818807-1496999462

5 сентября 1940 года в газете "Пионерская Правда" начали печатать повесть Аркадия Голикова (Гайдара) "Тимур и его команда" - безусловно, лучшее что было издано для детей в довоенном Советском Союзе.

Для меня "Тимуровский цикл" - это шедевр, который никому никогда так и не удалось превзойти. Но я бы не сказал, что это шедевр, скажем так, вневременной. Три книги это цикла - повести "Тимур и его команда" и "Клятва Тимура", а также киносценарий "Комендант Снежной крепости" могли появиться только в то время, когда они появились. Ни годом раньше и ни годом позже.

1471930934198674091
Премьера фильма "Тимур и его команда" состоялась 31 декабря 1940 года
Создается впечатление, что этот фильм планировали до кучи продать в Гитлеровскую Германию. Слишком уж арийский вид у большинства актеров.


Период в истории страны с марта 1940 по июнь 1941 был, по своему, уникальным. Во первых, никогда ранее Советский Союз не был настолько силен, хотя бы в глазах его жителей, как в эти 15 предвоенных месяцев - в течении предыдущих пары лет побеждены Япония, Финляндия, Польша, возвращены Бессарабия и страны Прибалтики (хотя в данном случае, лучше слово "возвращены" лучше ставить в кавычки). Во вторых - заметно для простых людей, особенно москвичей, вырос уровень жизни. "Светлое будущее" постепенно начинало казаться вполне достижимым, по крайней мере, дорога к нему уже представлялась относительно прямой (о чем, кстати, говорит Женя Александрова в "Коменданте") и не сулящей особых сложностей. Главное - не останавливаться.

Но в этом "сталинском расцвете" таилась и серьезная опасность застоя, вытекающая из исторической парадигмы развития нашей Родины, напоминающей синусоиду, когда бурное развитие с напряжением всех мыслимых сил после тяжелого кризиса сменялось самоуспокоением в стиле "Лишь бы не было войны, а макароны и так в каждом магазине продаются", за которым следовало быстрое падение в новый кризис.  Именно на этом "залетели" коммунисты в 1970-х да так, что никакие Продовольственные программы и Программы "Жилье-2000" не помогли - коммунистическая верхушка в предыдущее десятилетие "расслабилась" настолько что уже ничего не смогло стране сохранить единство. Нечто похожее происходит в России и сейчас.


Кинофильм "Танкер "Дербент"" (1940)
Фильм вышел на экраны страны 9 июня 1941 года и был с восторгом принят публикой при том, что управление агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) жестко раскритиковало картину. И я этих чиновников более чем понимаю !

С подобной опасностью застоя столкнулось советское общество и в последние предвоенные месяцы. Проблема была столь остра, что нашла отражение в произведениях литературы и кино. Вспомним "последний советский предвоенный фильм" (беру в кавычки потому что это не совсем так) - снятый на Одесской киностудии "Танкер Дербент". Недавно я его посмотрел кусочками и был под сильнейшим впечатлением. Нет, идея то нормальная, в духе "Трактористов", но нарисованная картина мира просто  сшибает с ног демонстрацией какого то угарного декадентства в последние предвоенные месяцы. Особенно, сцена в ресторане, куда зашел расслабиться перед началом трудовой недели экипаж корабля. Еще пару-тройку лет назад к пьющей компании обязательно подсел бы местный вор-контрабандист или агент японской разведки, дабы воспользоваться моральным разложением персонажей, но весной 1941 года ни воров, ни шпиёнов в СССР уже не было - по крайней мере, по версии деятелей киноискусства. Последнего разоблачил Жаров в "Ошибке инженера Кочина", поэтому поддатые боцман со своими собутыльниками всего лишь нарываются на вызов на соцсоревнование ! И все это под куплеты местного певца-метросексуала ...

KIM-10-50_1_700
Автомобиль КИМ-10
Теоретически - первый советский автомобиль, доступный частным владельцам. Однако, хотя всего было выпущено 338 экземпляров и была даже объявлена розничная цена в 7 000 рублей, в свободную продажу он так и не поступил. Виной тому стало то, что заводу так и не удалось наладить конвеерное производство модели и его себестоимость доходила до астрономических полумиллиона рублей. В итоге, весь предвоенный проект обеспечения советских граждан личными автомобилями вылился в розыгрыш в 1941 году 64 КИМ-10 в лотерее ОСОВИАХИМа.

Понятно, что в подобных условиях население просто необходимо было вдхоновить какими то запредельными по мозгосносибельности сказками, причем сделать это так, чтобы народ не только в эти сказки поверил, но и, рвя рубахи на груди, бросился бы "делать сказки былью". Осуществлялось это под лозунгом "Жить стало лучше, жить стало веселей" по многим направлениям. В Москве на основе американского Ford Perfect наладили производство первого потенциально ЧАСТНОГО автомобиля - КИМ-10, в Ленинграде и Москве началось производство телевизоров, успели до войны собрать по некоторым данным свыше 4000 штук !, на XVIII  партконференции озвучивается две революционные идеи - перевод ЖД на тепловозы и электровозы,  а также снятие ограничений на карьерный рост для беспартийных, строительство Дворца Советов вполне себе ложилось в общую канву короткой 15-месячной эпохи, причем это сейчас та стройка воспринимается, как некая утопия. Тогда же так не думали - посмотрите предвоенные выпуски журнала "Техника Молодежи". Там регулярно публиковались статьи о строительстве этого мегаобъекта, в которых вполне реалистично описывались, например, системы освещения и вентиляции, которые будут установлены в Дворце ! В Ленинграде заканчивалась прокладка туннеля первой линии метро.

3443816_original
Авиалайнер Туполев ПС-124 (АНТ-20Бис)
В 1939 году совершил 26 полетов из Москвы в Минеральные Воды. По состоянию на осень 1939 года был самым большим пассажирским авиалайнером в мире и единственным шестимоторным. В штатном режиме брал на борт до 65 пассажиров.

Что еще ? А, ну вот например - Ли-2. Да, до войны в Аэрофлот это чудо техники 1930-х годов почти не поставлялось, сначала нужно было насытить ВВС, но ведь это же был вопрос времени ? Зато в 1939 году наконец начались регулярные рейсы по маршруту Москва - Минеральные Воды самого большого пассажирского авиалайнера в мире - ПС-124 (он же АНТ-20Бис). Или вот -  недавно наткнулся на совершенно удивительный факт - открытие Флеровым и Петржаком спонтанного деления ядер урана-235 довольно широко освещалось в советской прессе и при этом называлась и фамилия будущего "секретного физика" Курчатова ! А про ЗиС-101 в московских таксопарках я уже говорил ? Нет ?

Вы скажете - "А почему сказки то ? Ведь всё это было реально". Потому что доступность всех этих чудес именно по состоянию на 1941 год была крайне низкой даже в столицах, не говоря о провинции. Однако, было ясно, что постепенно ситуация будет улучшаться и все это станет достижимым простым советским людям по всей стране.

moskva-1
Мотоцикл Л-300
Самый массовый предвоенный советский мотоцикл. Выпущено почти 20 000 штук. Одна из трех моделей советских мотоциклов, продававшихся частным лицам. Стоил 3300 рублей - 10 среднемесячных зарплат советского промышленного рабочего. или около 5 - инженера.

"Тимуровский цикл" идеально ложился в канву этой формировавшейся "Большой Советской мечты" и с материальной стороны - у полковника Александрова собственная квартира в Москве, дача в Подмосковье, в у брата Тимура - воентехника 1 ранга (старшего лейтенанта) Георгия Гараева - собственный мотоцикл Л-300, и моральной - через все три произведения красной нитью идет чисто коммунистическая коллективистская идея служения обществу : "Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же". Вот именно этой пропагандой коллективизма и отличалась оная "советская мечта" от "мечты американской". При этом, речь шла не о том, чтобы быть "верным солдатом партии" или "маленьким винтиком системы", а именно занимать активную жизненную позицию, постоянно думать об улучшении жизни людей и стране в целом ! Недаром сам писатель говорил, что целью написания этого произведения было формирование подобных тимуровских дружин по всей стране, как раз с целью пропаганды коллективизма.

televizor_17tn1
Телевизор 17ТН-1
Первый советский телевизор, поступивший в свободную продажу. Мог принимать телепрограммы как Ленинградского (разрешение 240 линий), так и Московского (343 линии) телецентров. Диагональ экрана составляла 6,5" (17 см). Кстати, смотреть по телеку тогда было особо нечего - первая спортивная телетрансляция состоялась только в 1949 году, а первый выпуск новостей еще много позже.

Невероятный энтузиазм с которым подрастающее поколение встретило новый шедевр 36-летнего Гайдара свидетельствовал о том, что он своим произведением попал точно в цель. По всей стране развернулось тимуровское движение. Интересно, что книга была написана как литературный вариант сценария фильма над которым Гайдар работал еще с осени 1939 года, поэтому экранизирована "Тимур и его команда" была мгновенно - уже 31 декабря 1940 года на экраны страны вышел фильм с тем же названием.

ussr_212_2
Москва. Крупноблочный жилой дом на Большой Полянке. Архитекторы А. Буров, Б. Блохин. 1940 г.
В таких домах были 2-х, 3-х и 4-х комнатные квартиры. Подобные строения возводились во всех крупных и не очень промышленных центрах Советского Союза. Другое дело, что до войны еще очень мало.

Тем не менее, апофеозом гайдаровского позитивизма предвоенных месяцев стал так и не экранизированный киносценарий "Комендант Снежной крепости", опубликованный в январе 1941 года в журнале "Пионер". Вот по отношению к ней более чем справедливо определение "теплая ламповая повесть". Де факто. ее можно отнести к стилистике "советского дизельпанка". В "Коменданте" нарисован мир в котором основные проблемы, мешающие движению к построению коммунизма уже решены и осталось только одеться покрасивше, выучить пару-тройку походных песен и двинуться на встречу к Светлому Завтра. Понятно, что подобное произведение получилось мотивирующим настолько, что этот эффект сохранился еще, как минимум лет 40, ровно до того момента, когда я прочитал "Снежную крепость" весной 1981 года. Спустя много лет я поймал себя на мысли, что завидую своему троюродному брату,  выросшему в 1940-50х в одном из домов на Кутузовском проспекте и не потому, что он родился и живет в Москве, а именно из за того, что он мог бы жить в атмосфере, подобной той, в которой разворичивалось действие "Коменданта". Вот так меня "пробила" эта повесть.

"А завтра была война" и все последующие литературные произведения для детей, написанные писателями, которые ее прошли уже не могли не нести в себе боль утрат и сломанных надежд советских людей (по меньшей мере, большинства их) весны 1941 года. Пройдет еще 20 лет и только тогда Сергей Голицын, Виктор Драгунский с Анатолием Гоберманом напишут свои книги о детях, в детстве которых уже не было войны. Но это будет совсем другая литература и действия этих книг будет происходить в совсем другой стране.

Кстати, никого из актеров, игравших в этом фильме уже нет в живых. Последним, в 2011 году, ушел из жизни Николай Кутузов, сыгравший Гейку. Ему было 84 года.
Tags: архитектура, день в истории, история, кино, техника
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 520 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →