sedov_05 (sedov_05) wrote,
sedov_05
sedov_05

Categories:

Про лед и футбол

SS_Earl_Grey_(1910)
"Эрл Грей" перед Первой Мировой войной
"И это ледокол ??", спросите вы. Да, и как оказалось, едва ли не лучший в предвоенном Советском Союзе.

В 1904 году новым генерал-губернатором Канады был назначен 53-летний Альберт Грей, 4-й Граф Грей, внук премьер-министра Великобритании и Ирландии в 1830-34 годах Чарльза Грея. В то время Канаде, как единой стране, было всего 37 лет и предстояло сделать еще много, чтобы превратить то, за что не стоит воевать по словам Вольтера в одну из мощнейших экономик мира. Новый губернатор сделал много для укрепления государственности на территориях молодой страны. Так именно им были созданы провинции Саскачеван и Альберта, в столицах которых - Саскатуне и Калгари он заложил здания тамошних провинциальных законодательных собраний. В конце срока своего пребывания на посту главы исполнительной власти Канады, Грей занялся освоением берегов Гудзонова залива. Для своих нужд его администрация заказала на верфи компании "Виккерс" в британском городке Барри-он-Фюрнесс ледокольное судно "Канада". Это было очень красивый корабль. В то время еще не было ясно каким должны быть корабли для плавания во льдах и если русские при строительстве первого линейного ледокола "Ермак" избрали схему с тяжелым носом, которым ледокол, наползая на лед, проламывая его, то англичане применили для "Канады" другой способ преодоления льдов - раскалывания их с помощью тонкого крепкого носа, сначала создававшего трещину во льду, а затем её расширявшую. В России такие корабли называли "ледорезами" в отличие от "ледоколов", но на Западе отдельного термина создано не было. Причина проста: такие суда были немногочисленны, а во время войны большинство из них были проданы Российской империи. В дальнейшем, в США и Канаде строились ледоколы только классического типа, самыми знаменитыми из которых стали американские ледоколы класса "Нордвинд" во время Второй Мировой войны переданные на время советскому флоту.


Внешне "Канада" (так назвали судно) напоминал скорее яхту (по назначению и будучи ей) с клипперным корпусом, а не классический ледокол. Он отличался отменной энерговооруженностью - при водоизмещении в 4850 тонн мощность паровой машины составляла 7000 л.с. (у "Ермака" - 8800 тонн и 9 000 л.с.), что позволяло развивать весьма приличную скорость в 17 узлов ("Ермак" - 12 узлов). В 1910-м Грей на "Канаде" совершил плавание вдоль берегов громадного Гудзонова залива и в устье реки Нельсон основал Порт Нельсон. Это позволило обеспечить соединение с морем крупнейших городов Великих Канадских равнин - Виннипега, Саскатуна и Эдмонтона.

В 1911, проработав на год дольше, чем полагалось, Грей вернулся в Англию. Его сменил Принц Артур Баттенберг, герцог Коннаутский и Стретхернский - третий сын королевы Виктории и прапрадед нынешнего короля Швеции Карла XVI. "Канада" был переименована в "Эрл Грей" и следующие три года совмещал должности ледокола на реке Святого Лаврентия и личной яхты нового губернатора. В 1914 корабль был продан Российской империи и обеспечивал проводку британских караванов в Архангельск и Мурманск. В 1918 бывший канадский ледокол стал частью флота генерала Миллера - руководителя белого движения на Севере России, но когда белые уходили из Архангельска, экипаж ледокола поднял бунт и после перестрелки с другим, "белым", ледоколом "Минин" вернул "Эрл Грей" в Архангельск, где ледорез был переименован в "Третий Интернационал".

litke-glav

До конца 1920-х "Третий Интернационал" занимался привычным делом, проводя грузовые суда сквозь льды Белого Моря, но в 1929 произошли события, которые сделали его настоящей "звездой" советского полярного флота. В 1926-м на острове Врангель была высажена партия полярных исследователей с запасом продовольствия на три года, но когда наступил 1929-й, оказалось, что остров наглухо обложен льдами и требуется ледокольное судно, чтобы спасти зимовщиков. Все надо было сделать быстро - на счету был каждый день. Стремительно обогнув Евразию, "Третий Интернационал" пришел во Владивосток, там на нем был сменен экипаж и уже через 17 дней ледорез приблизился к острову Врангеля, где столкнулся с паковым льдом. Но все кончилось хорошо, спустя полтора месяца зимовщики были сняты и доставлены на Большую Землю. За эту операцию корабль был награжден Орденом Трудового Красного знамени.
Спустя 3 года "Третий Интернационал" в очередной раз был переименован (теперь окончательно) и стал "Литке" в честь полярного исследователя Федора Литке. Тогда же он начал проводить караваны в Магадан и устье Колымы, а в 1933 участвовал в спасении экипажа парохода "Челюскин".

Мировую известность "Литке" приобрел в 1934 году, став первым кораблем в истории, за одну навигацию прошедшим Северным Морским путем (Arctic Passage по западной терминологии). Дело было так: 28 июня 1934 года ледокол вышел из Владивостока и уже 13 июля он прошел Берингов пролив. На борту находилась группа ученых во главе со знаменитым профессором Визе. Однако, в проливе Лонга, отделяющем материк от острова Врангеля, были плотные льды, которые "Литке" сумел преодолеть только 2 августа. Море Лаптевых было преодолено за неделю и 9 августа корабль подошел к побережью Таймыра, где встретил затертые во льдах однотипные грузовые пароходы "Володарский", "Товарищ Сталин" и "Правда". Потребовалась неделя, чтобы прорубить 10-километровый канал в морском льду и освободить пароходы. Во время спасательной операции "Литке" повредил корпус. Дальше больших проблем не было и через пять недель корабль пришел в Архангельск, через три дня руководство экспедиции получило приветственную телеграмму от генерального секретаря ЦК ВКП(б) товарища Сталина.

Всего первый поход через Северный Морской путь, совершенный за одну навигацию своим ходом (в 1932 с запада на восток Северный Морской путь прошел знаменитый "Сибиряков", но в конце он шел на буксире из-за вышедшей из строя паровой машины) занял со всеми спецэффектами 85 дней. На следующий год "Литке" совершил первый подобный переход, но уже с запада на восток: выйдя из Архангельска 8 июля 1935 года, он пришел во Владивосток 8 октября - ровно через три месяца. В том же году пароход "Рабочий" сумел за одну навигацию "сгонять" из Архангельска в устье Колымы и вернуться назад (в 1938 "Рабочий" будет затерт льдами в Море Лаптевых и затонет). Всего за навигацию 1935 года по Северо-Восточному проходу успели пройти 16 транспортных судов.

1505687180_001

Во время следующей навигации "Литке" участвовал в первой проводке по Севморпути военных кораблей - эсминцев "Сталин" и "Войков". В этой экспедиции на борту "Литке" был еще один великий советский полярный исследователь - Отто Юльевич Шмидт. Потом были проводки караванов в предвоенные и военные годы, длительный ремонт в Ливерпуле в 1947-48 и служба исследовательским судном в конце 1940-50-х.

Уже на самом излете "карьеры" "Литке" установил рекорд, приблизившись в 1955 на расстояние всего 810 километров к Северному Полюсу. Этот рекорд был побит только в эпоху атомных ледоколов. В августе 1958-го "Литке" был выведен из состава флота и через два года отправлен на разделку.

p.s. Причем здесь футбол ? Все просто - граф Грей, будучи в Канаде, учредил приз своего имени для сильнейшей регбийной команды страны. Тогда в Канаде было очень популярно именно британское регби, которое, затем, постепенно трансформировалось в спортивную игру, очень похожую на американский футбол, развитие которого было положено в 1874 году игрой команд университетов Монреаля и Гарварда, прошедшей по правилам регби того времени. Сейчас эта игра называется в своей канадской версии "канадским футболом", а Кубок Грея вот уже 106 сезонов остается главным национальным трофеем в этом виде спорта.

Но это гладкая версия история, вызывающая вопросы, главный из которых - почему раньше игра называлась "регби", а сейчас стала "канадским футболом". Объясняю. Официальное название игры регби - "регби футбол юнион", а футбола, нет, не соккер, а ассосиэшн футбол. Дело в том, что когда в 1863 году произошло разделение футбольных клубов Англии на Союз (эти придерживались правил 1848 года), и Ассоциацию (этим не нравилась игра руками), получившиеся версии футбола были названы по названиям организаций, объединявших группы клубов. - "футбол ассоциации" и "футбол союза". В последнем случае было добавлено слово регби. Но обе версии безусловно считались версиями футбола. В конце 1880-х регбисты пережили раскол - Северная Лига регби стала независимой и так родился вид спорта известный, как "регбилиг", а официально - "регби футбол лиг". То есть, термин в названии снова сохранился. Австралийский футбол, крайне популярный на Зеленом континенте вид спорта, официально называется не как написано, а "Футбол по австралийским правилам" или Australian Rules Football. Так вот - турнир, которому Лорд Грей презентовал приз назывался Canadian Dominion Football Championship и термин "канадский футбол", как видим, проистекает из сокращенного названия первого футбольного чемпионата, прошедшего в 1909.

Кстати, с этим призом произошла весьма забавная история. Дело в том, что генерал-губернатор сначала решил учредить переходящий приз для местных хоккеистов-любителей, но ему сообщили, что такой приз уже есть - Кубок Аллана, тогда он предложил его футболистам. Предложил и ..... забыл. В итоге, 4 декабря 1909 года 3800 зрителей, включая самого губернатора, созерцают в Торонто уверенную победу команды Университета Торонто над командой клуба каноистов из Парк Дейл со счетом 26-6 и, когда приходит время вручать Кубок, оказывается что его просто нет. Грею напоминают про его обещание и он срочно заказывает приз, который в феврале 1910 года наконец вручается студентам из Торонто. Во время Первой Мировой войны, в отличие от Кубка Стенли, розыгрыш Кубка Грея не проводился. Причина проста - тогда в канадском регби еще не было профессионализма и молодых игроков-студентов призвали в армию. Кубок Грея интересен еще и тем, что с завидной регулярностью проводится на засыпанных снегом стадионах.


25 ноября 2019 года. Калгари. Финал 108-го Grey Cup Winnipeg Blue Bombers - Hamilton Tiger-Cats
Tags: день в истории, флот
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments