sedov_05 (sedov_05) wrote,
sedov_05
sedov_05

Category:

Про Москву, зиму и сумерки

3ce86bdc61f23d719e3f556d0fbadc0a
"Первые огни" (1960), Юрий Петрович Рейнер (1911-73)

За что вы любите Москву ? Нет, я не перепутал глаголы - именно "любите", а не "ненавидите" ?


Большинство российских (да и тех же украинских) провинциальных городов еще лет 50-60 назад представляло собой многокилометровое пространство, застроенное одно-двух этажными частными домами с парой-тройкой улиц в центре, застроенных частью жилыми домов дореволюционной постройки, частью административными зданиями сталинско-хрущевских времен. В 1950-е в таких городах начиналась массовое жилое строительство и на смену деревянным развалюхам приходили правильные формы пятиэтажек и формировавшихся ими дворов. Ни о каком разнообразии речь даже не шла, главное было переселить как можно больше людей в современное жилье. В силу этого, настроение, создаваемое кварталами такой застройки было было "типовым" - одинаковые дворы, одинаковый вид из окна, одинаковые тротуары, детские площадки, рядом типовые детские садики и школы. Но все равно - отойди чуть подальше и снова одна-двух этажная застройка и туалеты на улице. Какую музыку могли навеивать подобные картины ? Да никакую вообще, если честно. Бесконечная типовая застройка, лишенная бэкграунда вообще не могла, по крайней мере, по началу вызывать какие то чувства. Они появлялись только спустя десятилетия, но никогда не были достаточно сильными.

Столица же, в силу своих размеров и непрерывного процесса строительства, всегда вдохновляла своим бесконечным разнообразием архитектурных форм: можно было часами бродить внутри Садового Кольца (и чуть чуть в ближних к нему пределах) и ни разу не наткнуться на два рядом стоящих похожих дома. Всё - этажность, стили, времена, формы, в том числе и дворов менялось в бесконечном калейдодскопе самого большого города Европы (и половины Азии). Невозможно было найти два одинаковых ракурса, а за большинством домов чувствовалась своя, уникальная, история. Ведь вы же не будете оспаривать то, что дома впитывают эмоции мест, где они построены и людей, когда либо в них бывавших ? Москва в этом плане богата на примеры. Однажды я оказался в доме, описанном Василием Аксеновым в "Московской Саге", в другой раз прошел мимо школы из одного из "детских рассказов" Виктора Некрасова, а дворы домов на Кутузовском, в одном из которых жила моя двоюродная бабушка, вызывали в памяти сцены из "Коменданта Снежной крепости" Аркадия Гайдара. С эмоциональной точки зрения это был довольно впечатляющий опыт.

Но, когда наступала зима, с деревьев опадали листья и формы ставшими монохромными кристаликов калейдоскопа становились резче и многочисленнее, ибо больше ничего не скрывало их от человеческого взора становилось предельна ясным единство окружающего хаотичного пространства, ощущение это усиливалось вечером, когда на синие бетонные пространства домов падала сетка мириад мерцающих желтых звездочек зажегшихся огней, заканчивая и скрепляя хаотичную картинку московской картинки. И вот именно в этот момент какофония окружающего мира сливалась в единую мелодию и это была не "Голубая Рапсодия" Гершвина, написанная в  регулярной сетке улиц  Манхэттена, а как будто висящая над синеющими в зимних сумерках домах мелодия песни Матуссовского "Московские окна".

Поверьте, это был очень эмоциональный и вдохновляющий момент, хорошо объясняющий почему во время своих многочисленных командировок в 90-е я предпочитал часами мотаться по Москве, проходя порой десятки километров и возвращался в гостиничный номер на гудящих от усталости ногах. Оно того стоило.

Спасибо misareg за роскошную картинку.
Tags: зима, москва, мысли вслух
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments