sedov_05 (sedov_05) wrote,
sedov_05
sedov_05

Categories:

Про химию

IMG_1738 (1)

Химия мне была интересна всегда. Этому способствовало и наличие родственницы-химички в самой престижной в то времы школы Пензы, и обилие научно-популярной литературы по предмету в книжных магазинах. Кто не в курсе, в СССР издавалось масса науч-попа очень и очень приличного уровня, рядом с которым нынешние видосы на ютьюбе и рядом не стояли. Причины были простыми - это был единственный вид литературы, при написании которого не надо было изображать из себя конформистов и бояться цензуры. Конечно, были неприкасаемые темы вроде "Попов - изобретатель радио" и "Лодыгин - изобретатель электролампы", однако, то, что Можайский отнюдь не был создателем первого самолета реально интересовавшиеся темой знали из отечественной литературы, а номер журнала "Англия" со статьей о Сване из почтовых киосках суровыми автоматчиками не изымался. Однажды (об этом чуть позже) я прочитал, что Менделеев не был изобретателем периодической таблицы элементов вообще, а именно той, что сейчас пользуются и таблицы были и до него*.

В общем, государство (ТОГДА) понимало, что навязывать интеллигенции беспочвенные мифы - дело неблагодарное и смирилось с необходимостью хотя бы дозированно допускать правду. Плюс не забудем о том, что преклонение перед Западом уже тогда доминировало во всех слоях общество и проявление оного явления зачастую бывало довольно странным. Например, я не помню, чтобы в книжных магазинах можно было найти книги о миссиях "Венер", зато у меня есть книга с цветными иллюстрациями советских авторов о полетах "Вояджеров". Вот и думай.

Мой первый химический опыт был проведен еще классе во втором и хрен его знает с чьей подачи. Мы развели школьные мелки в уксусной кислоте. Было круто. Из той же оперы было погружение подключенного к батарее электромотора в ведро с водой и попытка разжевать стручок сухого красного перца. Относительной неудачей закончился только последний  опыт.

Классе в пятом была простудирована книга о редкоземельных элементах (вот именно в ней впервые были опубликованы доменделеевские таблицы элементов и для меня это был шок !), за ней последовала история платины и других драгоценных металлов, потом пришла очередь ознакомлению с проблемой устойчивых трансурановых элементов. Впрочем, столкновение с реальностью оказалось куда сложнее - с обеими своими химичками (я не дождался уроков тёти ушел в другую школу, а затем в третью) у меня были конфликтные отношения. Причины натянутых отношений с первой (ее звали Алла Ивановна) я уже просто забыл. Возможно, ее раздражала моя тяга к экспериментированию - однажды я капнул на руку серной кислоты. Со второй было проще, но я не хочу распространятся. Ровно до 10-го класса я менял тройки по химии на четверки и моя последняя химичка убедила себя во мнении, что последний в моем классе, кто может показывать хорошие результаты - это я. Наступил 10-й класс, а, следовательно, органическая химия и меня снова пробило. ХЗ почему, но это оказалась МОЯ тема. Лилия Ивановна по привычке ставила мне четверки, но я верил, что достоин большего.

Незадолго до выпускных экзаменов мне намекнули, что химичка собирается поставить мне "тройку". УСТНЫЕ экзамены в советских школах проводили ЗАЧАСТУЮ (выделяю, чтобы совки тут дерьмом не изошли) без свидетелей и опротестовать их результаты было невозможно, так что, чтобы не испортить себе аттестат мне надо было произвести на химичку совершенно убойное впечатление. Проблема была в том, что она знала мое слабое место и я его тоже знал - неорганика ! С 7 по 9 классы я стабильно получал слабые оценки по этой теме, а тут еще и год прошел и все должно было забыться окончательно.

Я взял учебники по химии за все годы и прочитал их за ночь. До сих пор помню рассвет в совершенно безоблачном небе. Майкла Росса из "Форсмажоров" помните ? В общем, лет в 17 я был именно таким. Ну и дальше мне просто повезло. Порядок был такой - один отвечает на устные вопросы, один в это время готовит ответ по письменным у  доски, один за партой. Когда я зашел, умная девочка из параллельного класса отвечала химичке, главная комсомольская активистка (как меня предупредили - ей должны были поставить "пять") ковырялась у доски. В какой то момент, химичка  дала умной девочки какое то письменное задание и обратила внимание активистку (кстати, понятия не имею как сложилась ее судьба). Как выяснилось, та в принципе не смогла выполнить задания по билету. То есть, "пятерку" ей ставить было тупо не за что. Не было бы свидетелей, все б было заипись, но тут то целых двое. Химичка попыталась спасти ситуацию (кстати, то, что у меня с ней не заладились отношения, не означает, что она была слабой учительницей. Наоборот !) и задала активистке простой вопрос - "Что такое пар ?". Активистка после длительной задумчивости сказала, что это электролизованная вода. Следующий вопрос был - "Напиши формулу цинка". Тут задумчивость уже не помогла. Дальше, понимая, что это "катастрофа, катастрофа", химичка честно сказала, что не может поставить девушке не то что пятерку, но даже тройку, так как у нее вообще нет никаких знаний по предмету. Активистка (активисты они при всех властях наглые и безмозглые) честно заявила, что раз химичке сказали, что нужно ставить пятерку, значит надо ставить, но тут нашла коса на камень. Дело в том, что химичке было на кого опереться - наш директор, офигенный мужик, фронтовик, как раз после этих экзаменов уходил на пенсию (он умер года четыре назад. Ему было уже 90 лет) и ему было просто пофиг, что там космсомольцы с коммунистами в его школе надумали учудить. Спустя несколько дней он жестко опустит зарвавшегося кандидата в медалисты и уйдет на пенсию.

Но, с другой стороны - ставить двойку и, даже, тройку - это означало демонстрировать свой непрофессионализм. Это в современной России, где учеба - дело, в первую очередь, ученика и его родителей, провал на ЕГЭ особо по репутации учителей не бъет, лишь бы эти провалы не были массовым явлением, а тогда все было жестче. В итоге, началась скачка по темам, в попытках найти хоть что то, что активистка знает. Я уже не помню поставила ли химичка активистке четверку или тройку, но было ясно, что вот сейчас "из толпы выйдет адвокат Фейгин". Я написал письменное задание и ответил подряд на 11 дополнительных вопросов, после чего уставшая химичка прямо мне сказала - "Лёш, ну ты же понимаешь, что я не могу поставить тебе "пять"" ? И задала 12-й на который я реально не смог ответить. Что то там про кристаллическую решетку. Тут все выдохнули с облегчением, в том числе и умная девочка, про которую в этом двухсерийном шоу все забыли. И она так и сидела с отпавшей на грудь 1,5-го размера челюстью.

Спустя 34 года изо всей неорганической химии я железобетонно помню только то, что кислота - это продукт реакции оксида с водой, что оксид - это продукт реакции чего то там с кислородом, я даже помню две формулы кислоты, но не помню, что такое щелочь.

ДААААА, чуть не забыл ! Через два года умерла самая первая из упомянутых в тексте химичек - двоюродная сестра моей мамы и ее вдовец женился на химичке №3. Вот такая получилась закольцовочка.

* - таблица это таблица, а система и соответствующий закон - это система и закон.

Tags: жизнь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →