sedov_05 (sedov_05) wrote,
sedov_05
sedov_05

Category:

Трое в скафандрах

Советские дети из семей, ну не совсем уж конченных социальных низов в 60-80е годы очень серьезно интересовались космонавтикой, в чем нам активно родное советское государство, издавая многочисленные качественные книги по космонавтике, показывая по телевидению многочисленные телепередачи и документальные фильмы (были и художественные, но, положа руку на сердце, не очень), про марки я и не говорю. Вероятно, главными "космическими звездами" в конце 70-х были бортинженеры - Севастьянов, Гречко, Макаров. Последнего по ТВ показывали редко, но все знали, что он рекордсмен по числу полетов в космос. Ну и, конечно же, Алексей Архипович Леонов, мало того, что совершивший первый выход в открытый космос и возглавлявший советский экипаж во время миссии "Союз - Аполло", так еще и прославшившийся картинами о космосе.

Понятно, что существовала "повестка дня" - темы, в той или иной степени будоражившие неокрепшие умы малолетних (и не очень) фанатов космических полетов. Что касается пилотируемой космонатики, то, помимо вопроса "когда же советские космонавты высадятся на Луне ?" (никто не верил в бредовую сказку о том, что наши никогда не планировали полета на Луну, учитывая, что в одном из номеров журнала "Техника Молодежи" был опубликован снимок Леонова и Рукавишникова с глобусом Луну), было еще несколько тем. Например, "когда в космос снова будут летать женщины ?" и "когда в космос снова будут летать экипажи из трех человек ?". Последний вопрос был реально острым, так как, как известно, именно в СССР впервые был запущен космический корабль с тремя космонавтами на борту ("Восход-1"), но после гибели экипажа "Союз-11" в 1971 году эти полеты были прекращены.

Маленькое замечание - в СССР не было принято анонсировать полеты по пилотируемой программе. Исключение составляла только упомянутая программа "Союз-Аполло", но тут уж ничего поделать было нельзя -- американцы ее превратили главное мировое событие, шел вал публикаций и что то скрывать было совершенно бесмысленно. Беспилотные программы не были такой тайной за семью печатями. Например, крайне успешная венерианская программа более или менее пропагандировалась в специальных изданий, ровно как и полет к комете Галлея. Но, повторюсь, если речь шла о пилотируемых полетах, советские граждане узнавали о них, когда все программы на Первой Программе Центрального Телевидения прерывались и Кириллов объявлял об успешном запуске того или иного космического корабля.


Вот ровно так и произошло 27 ноября 1980 года, когда было объявлено, что в СССР осуществлен запуск пилотируемого космического корабля Союз Т-3 с экипажем в составе командира корабля 39-летнего уроженца Донбасса Леонида Кизима, 47-летнего борт-инженера Олега Макарова и 40-летнего космонавта-исследователя Геннадия Стрекалова. Макаров и Стрекалов были уроженцами Подмосковья. Для Кизима и Стрекалов полет на "Союз Т-3" был первым, а вот с Макаровым все было не так просто. Официально, эта экспедиция была для него третья (и последняя), но в 1975 году он в экипаже с Лазаревым должен был составить экипаж второй экспедиции на орбитальную космическую станцию "Салют-4", но на старте произошла авария и космический корабль "Союз-18" (ту миссию потом переименовали в Союз-18-1) тупо рванул вверх, достигнув высоты в 192 километра, после чего рухнул в Алтайские горы. Слава Богу, все остались живы. В общем, Макаров считался одним из самых опытных бортинженеров и, как доказательство того, именно он должен был быть командиром орбитального модуля во время первой посадки советских космонавтов (в лице Леонова) на Луну. Макаров стал первым бортинженером постоянно экспедиции орбитальной станции Салют-6 (командиром корабля был Джанибековым на корабле "Союз-27").


Салют-6

Помню, что помимо того, что я таки дождался полета советских космонавтов на трехместном корабле, больше всего меня поразило, что Кизим провел 15 (пятнадцать) лет в отряде космонавтов, готовясь к своему первому полету. Вот реально, 41 год прошел, а помню то чувство своего удивления.

Целью полета, длительность которого составляла две недели стали ремонтные работы на станции "Салют-6" - первой советской орбитальной станции с двумя стыковычными узлами, активность полетов к которой по совокупности превзлошла предыдущие 4 станции (к "Салют-2" ни один пилотируемый корабль таки не пристыковался) - 5 длительных ("основных") экспедиций, 1 неудачная (пристыковались, но не вошли внутрь) и 11 экспедиций посещения против 6.

Ремонтные работы прошли успешно и в марте 1981 года Союз-Т-4 начал пятую постоянную экспедицию.

Как сказано выше, для Олега Макаров полет на Союз-Т-3 был последним в карьере. Он скончался в 2010 году в возрасте 70 лет. Кизим летал еще два раза и умер в 2010 в 68 лет, Стрекалов в следующие 14 лет совершил еще 4 полета, но в 2004 году, в возрасте 64 лет умер от рака. Мда... не Америка.
Tags: #10лонгридов, день в истории, космос
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments