sedov_05 (sedov_05) wrote,
sedov_05
sedov_05

Гран-При и "Большие гонки". Начало.

Ниже - мое видение проблемы.

Историю автогонок до начала Формулы 1 непросто классифицировать. Можно выделить несколько этапов

1. Гонки до Приза Гордона Беннета (до 1900)
2. Приз Гордона Беннета (1901-1905)
3. Начальная эпоха Гран-При (1904..1906 - 1914)
4. Послевоенные Гран-При (1921-22)

Вот до этого места все довольно понятно. Но дальше происходит своего рода расслоение:
появивщиеся регулярные чемпионаты - сначала Мира среди автопроизводителей, а потом Европы среди гонщиков накладываются на систему Гран-При и "Больших Гонок". В результате сначала часть , а потом и все "Большие испытания" становятся этапами Чемпионата Европы, а те которорые не становятся перестают проводиться. Последний сезон, когда проводились независимые от Чемпионата Европы "большие гонки" - 1935г.

5. Период "Великих Испытаний" (они же "Большие Гонки")- 1922-35. Это период перекрывается с первыми чемпионатами Европы и мира.
6. Чемпионат мира среди конструкторов (1925-1927). На самом деле проводилось еще три чемпионата, но ни один из них не был закончен. В итоге, Консультативный совет при автомобильной федерации решил закончить эту бодягу и устроить настоящий чемпионат среди гонщиков. В этот период этапы ЧМ совмещались с Боьшими Гонками. Благодаря тому, что Чемпионат изначалально предполагался многоэтапным, количество Больших Гонок резко увеличилось 
7. Чемпионат Европы (1931-32, 1935-39)
8. Второе пришествие "Больших гонок" (1945-49).

И как анахронизм к периоду до-Формулы-1:

9. Период сосуществования "малых гонок" и Формулы-1 - 1950-1981, 1983. Иногда невходящей в календарь гонкой являлся полноценный Национальный Гран-При (Аргентины, Испании, ЮАР), иногда все гонки проводились в Англии, но количество "малых" (по аналогии с "Большими") гонок неуклонно уменьшалось год от года с ростом количества этапов Фрмулы-1 длительностью разъездов.
1950-1981, 1983

Что такое "Большие гонки" ? Это вольный перевод французского выражения "Grandes Épreuves" (великие события) или английского Great Trials - "Великие испытания". Большими гонками как правило являлись Гран-При, организуемые Национальными федерациями крупных стран. В двадцатые-сороковые все Гран-При делились на три категории - собственно "Большие Гонки" (или этапы Чемпионата Европы), Гран-При проводимые региональными клубами (Например Гран-При По) или национальные Гран-При небольших стран (Гран-При Финляндии например) и Гран-При проводимые клубами небольших регионов и городов (Гран-При Львова). Никто не возбранял лучшим автогонщикам мира принимать участие в самых маленьких Гран-При. Так Руди Карачиолла как то выиграл Гран-При Львова. Главной же функцией этих minor Grand-Prix была засветка молодых перспективных гонщиков и поддержание формы грандндов. Длительность малых Гран-При была несравнимо меньшей чем у Больших Гонок. Но об этом чуть позже.

Кроме того существовали так называемые "вольтуретки" - как бы мы сейчас сказали - болиды младших формул. Как правило это были болиды с двигателем в 1,5л.. Выпускались они в том числе и теми производителями, кто выпускал полноценные Формульные болиды (термин "Формула" был уже тогда официальным, описывающим спецификацию для автомобилей, принимающих участие в гонках Гран-При). Также в вольтуретках гонялись и лучшие гонщики планеты, а отдельные гонки вольтуреток имели статус Гран-При, но к Большим гонкам ни одна из этих гонок не относилась. К концу тридцатых до Чемпионата Европы и до Гран-При Формулы допускалось два типа болидов - с 3х литровыми турбонаддувными двигателями и с 4,5 литровыми безнаддувными. Вольтуретки имели турбонаддувный двигатель объемом 1,5л. После войны именно на основе двух последних типов машин была создана Формула 1, а одна из самых удачных вольтуреток - Mazeratti 4CL блистала и в Формуле-1 до середины пятидесятых.
Tags: история, формула-1
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments